Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

открыл огонь из кормового орудия уже тонущего крейсера1. Вернувшись в Россию, Рыбалтовский участвовал в многочисленных бое­ вых операциях в должности старшего артиллерийского офицера линейного корабля «Слава». После гибели линкора в Моонзунде Юлий Юльевич был на­ значен комендантом морской крепости, где руководил установкой крупнока­ либерной артиллерии. Ему принадлежит ряд тактических разработок по орга­ низации обороны Рижского залива, большая часть которых была осуществлена на деле. В октябре 1917 г. он был представлен к производству в капитаны 2 ранга, но не получил чина из-за большевистского переворота2. Юлий Юльевич Рыбалтовский принадлежал к фамилии морских офице­ ров, воспитанных на понимании чести как профессионального служения Оте­ честву. Трагический парадокс судеб российского офицерства состоял в проти­ воречии между этим принципом и изменчивым государственным интересом. Братья Владимир и Николай сделали карьеру в Красном флоте: первый стал контр-адмиралом, начальником военно-морского училища им. Фрунзе, второй - капитаном 1 ранга, известным гидрографом, профессором, доктором наук. Трудно понять сегодня, что подвигло этих людей сделать свой выбор. Однако насколько он был сложен, говорит сопоставление некоторых фактов биографий братьев Рыбалтовских. Сразу же после подавления мятежа на фор­ те Красная Горка Владимир Юльевич был назначен его комендантом (правда, на непродолжительный срок - с 17 по 30 июня 1919 г.). В это же время, по об­ винению в подготовке восстания был казнен начальник штаба Кронштадтской военно-морской базы Александр Юльевич Рыбалтовский3. В числе многих офицеров Балтийского флота, искавших спасения от преследований, Юлий Юльевич оказался на Севере. Возможно, с этим была связана его четкая позиция в вопросах формирования команды бронепоезда. Рыбалтовский считал, что в Гражданской войне одним из условий достижения победы является моральный фактор: « По ходатайству .моему поезд получил название “ Адмирал-Колчак ”, я просил дать ему именно это название, основы­ ваясь на следующем: Поезд страшной силы и даже теперь внушает страх большевикам, команда у меня выборная - отличная, почти все добровольцы, и этим именем я ее воспитываю, пршагая все усилия быть образцовой частью на фронте...» Удачные фронтовые испытания первого орудия в начале февраля вселя­ ли оптимизм, а инициатива, наконец, получила официальную поддержку. Для увеличения дальности стрельбы было решено поставить орудие на наклонную под углом 15° платформу, что было выполнено в середине марта, и уже в кон­ це месяца эта пушка с предельной дистанции 12 верст удачно стреляла по Ем- це. Но такая конструкция имела ряд технических недостатков (в частности, 1 Невский А,В. Русские крейсера на защите океанских коммуникаций Антанты // Гангут - СПб., 2 0 0 3 .-В ы п . 3 4 .- С . 13. 2 РГА ВМФ. - Ф. р -129. - On. 1. - Д. 50. - Л. боб, 7. 3 Четверухин Г. Сполохи воспоминаний // Морской сборник. - 1990 - N» 12 - С 84 4 РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1. - Д. 50. - Л. 6. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz