Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.
го инженера капитана Г.В. Корша. 12 февраля им было предписано отправить ся с поездом на испытание 6-дюймовой артиллерии1. Испытания прошли ус пешно, за что оба офицера были отмечены в приказе командующего, а дата 13 февраля 1919 г. стала днем рождения морского бронепоезда2. Именно с этого дня числятся временно назначенными (с сохранением в прежних должностях) первые офицеры поезда: старший лейтенант Ю.Ю. Ры- балтовский (командир 2-й роты формируемых команд на берегу), лейтенанты Ю.Н. Витте (командир эскадренного миноносца «Бесстрашный»), Г.Н. Родио нов (начальник Северного района службы связи) и подпоручик по адмиралтей ству В.А. Шерстобоев (субалтерн-офицер формируемых команд)3. В марте к ним присоединился поручик артиллерии Е.В. Челмогорский (в недавнем про шлом - командир батареи на острове Торос в Кольском заливе)4. Бронепоезд создавался «неофициально». Не сразу было определено на именование: сначала - «русский вооруженный поезд», потом - «морской блиндированный поезд», в чем отразились как характер его использования, так и оперативное подчинение. В марте 1919 г. бронепоезд учавствовал в боях у станции Емца, а его команда еще формально не была сформирована. Табель комплектации был утвержден приказом командующего флотилией только 25 апреля, и тогда же, наконец, получили официальное назначение офицеры5. Вскоре появились добровольцы. Так, корабельный инженер штабс-капитан В.А. Озаровский подал рапорт о зачислении его сверх комплекта для «изуче ния опыта стрельбы, имея в виду, что поезд будет не последним», что нашло поддержку исполняющего обязанности начальника поезда Ю.Ю. Рыбалтов- ского, предполагавшего в дальнейшем усилить бронепоезд «платформами и орудиями, взятыми у большевиков »6. Учитывая, что далеко не все представи тели офицерского сословия горели желанием попасть на фронт, можно утвер ждать, что морской бронепоезд объединил не только единомышленников, но людей, сознательно сделавших свой выбор в Гражданской войне. Биографии сражавшихся «по ту сторону фронта» до сих пор остаются весьма слабо изученными. Советская историография избегала этой табуиро ванной темы, весьма убедительно оперируя обезличенными схемами. Будущий начальник морского блиндированного поезда Юлий Юльевич Рыбалтовский получил боевое крещение 28 октября 1914 г. в малазийском порту Пенанг, бу дучи артиллерийским офицером крейсера «Жемчуг». Во время боя с герман ском крейсером «Эмден» лейтенант Рыбалтовский вместе со старшим офице ром Н.В. Кулибиным в отсутствии командира сумели остановить панику, на чавшуюся на торпедированном корабле. После этого Юлий Юльевич лично 1 РГА ВМ Ф .-Ф . р-129. - Оп. 2 .- Д . 11.- Л . 18. ^Там же. - Л. 40. J Там же. - Д. 156. - Л. 2, 4 Там ж е .-Д . 11.- Л . 82. 5 Там же. - Л. 116. 6 Там ж е .-Д . 156.- Л . 12об. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz