Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

го инженера капитана Г.В. Корша. 12 февраля им было предписано отправить­ ся с поездом на испытание 6-дюймовой артиллерии1. Испытания прошли ус­ пешно, за что оба офицера были отмечены в приказе командующего, а дата 13 февраля 1919 г. стала днем рождения морского бронепоезда2. Именно с этого дня числятся временно назначенными (с сохранением в прежних должностях) первые офицеры поезда: старший лейтенант Ю.Ю. Ры- балтовский (командир 2-й роты формируемых команд на берегу), лейтенанты Ю.Н. Витте (командир эскадренного миноносца «Бесстрашный»), Г.Н. Родио­ нов (начальник Северного района службы связи) и подпоручик по адмиралтей­ ству В.А. Шерстобоев (субалтерн-офицер формируемых команд)3. В марте к ним присоединился поручик артиллерии Е.В. Челмогорский (в недавнем про­ шлом - командир батареи на острове Торос в Кольском заливе)4. Бронепоезд создавался «неофициально». Не сразу было определено на­ именование: сначала - «русский вооруженный поезд», потом - «морской блиндированный поезд», в чем отразились как характер его использования, так и оперативное подчинение. В марте 1919 г. бронепоезд учавствовал в боях у станции Емца, а его команда еще формально не была сформирована. Табель комплектации был утвержден приказом командующего флотилией только 25 апреля, и тогда же, наконец, получили официальное назначение офицеры5. Вскоре появились добровольцы. Так, корабельный инженер штабс-капитан В.А. Озаровский подал рапорт о зачислении его сверх комплекта для «изуче­ ния опыта стрельбы, имея в виду, что поезд будет не последним», что нашло поддержку исполняющего обязанности начальника поезда Ю.Ю. Рыбалтов- ского, предполагавшего в дальнейшем усилить бронепоезд «платформами и орудиями, взятыми у большевиков »6. Учитывая, что далеко не все представи­ тели офицерского сословия горели желанием попасть на фронт, можно утвер­ ждать, что морской бронепоезд объединил не только единомышленников, но людей, сознательно сделавших свой выбор в Гражданской войне. Биографии сражавшихся «по ту сторону фронта» до сих пор остаются весьма слабо изученными. Советская историография избегала этой табуиро­ ванной темы, весьма убедительно оперируя обезличенными схемами. Будущий начальник морского блиндированного поезда Юлий Юльевич Рыбалтовский получил боевое крещение 28 октября 1914 г. в малазийском порту Пенанг, бу­ дучи артиллерийским офицером крейсера «Жемчуг». Во время боя с герман­ ском крейсером «Эмден» лейтенант Рыбалтовский вместе со старшим офице­ ром Н.В. Кулибиным в отсутствии командира сумели остановить панику, на­ чавшуюся на торпедированном корабле. После этого Юлий Юльевич лично 1 РГА ВМ Ф .-Ф . р-129. - Оп. 2 .- Д . 11.- Л . 18. ^Там же. - Л. 40. J Там же. - Д. 156. - Л. 2, 4 Там ж е .-Д . 11.- Л . 82. 5 Там же. - Л. 116. 6 Там ж е .-Д . 156.- Л . 12об. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz