Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

плектован самыми лучшими а надежными людьми - этого требует обста­ новка гражданской войны. Если, не дай Бог, мой поезд будет захвачен мятежниками или большеви­ ками, то фронт будет открыт, тк кк нельзя забывать, что мои орудия име­ ют круговой обстрел и наибольшую дальность. Прошу верить, что все вышеизложенное не есть моя фантазия - люди переутомлены и изнервничались до крайности - это факт»'. За время боев Рыбалтовскому удалось создать образцовую команду. Свидетельством тому - отсутствие сколько-нибудь значительных проступков. Весь экипаж «Адмирала Колчака» получил заслуженные награды: нижние чи­ ны - Георгиевские кресты и медали, офицеры - ордена. Но недоверие к своему командованию и наивность по отношению к противнику оказались настолько сильным, что даже такая воинская часть в критический момент решила сме­ нить флаг. Как и предупреждал Ю.Ю. Рыбалтовский, пушки морского броне­ поезда не только не спасли Железнодорожный фронт, но и способствовали продвижению красных. Недостаточно исследованным остается вопрос о судьбе команды броне­ поезда. После падения Железнодорожного фронта офицеры «Адмирала Кол­ чака» пытались пробиться с группой генерала Вуличевича к Мурманской до­ роге, однако, попав в окружение, были вынуждены сдаться. Н.З. Кадесников пишет, что они были расстреляны в Холмогорах, но возможно имеется в виду станция Холмогорская2. Трагедия заключалась в том, что офицеры погибли не в боях с наступающим противником, а по вине «своих» же матросов, открыв­ ших фронт. Можно только догадываться, какая участь постигла в дальнейшем команду бронепоезда, «отпустившую» своих офицеров и перешедшую на сто­ рону красных. Осенью 1919 г. морской бронепоезд появился и на Мурманском фронте. После окончания навигации катера-истребители Онежской озерной флотилии ремонтировались в Мурманском порту. На зимний период из ее личного со­ става были сформированы подразделения для действий на сухопутном фронте: стрелковая рота лейтенанта А.Г. Вуича, пулеметный взвод мичмана Н.И. Но- ваковского и блиндированный поезд, начальником которого в конце октября был назначен капитан 2 ранга Н.М. Леман3. Непосредственное командование морскими частями оставалось в ведении начальника Онежской флотилии ка­ питана 1 ранга А.Д. Кира-Динжана, по ходатайству которого морской блинди­ рованный поезд № 2 вскоре получил название «Адмирал Непенин»4. Тактика применения бронепоезда в местных условиях отличалась от Ар­ хангельского направления, что отразилось на его вооружении. Первоначально поезд формировался по типу «Адмирала Колчака». Американская платформа с 6-дюймовым морским орудием была прислана на Мурманский фронт из Ар' РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. I - Д. 50. - Л. 31-33. , Кадесников Н.З. Указ. соч. - С. 35. " РГА В М Ф .-Ф . р -129.- O n . 1. - Д. 51. - Л . 98, 140. 4 Там же. - Л. 96. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz