Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.
плектован самыми лучшими а надежными людьми - этого требует обста новка гражданской войны. Если, не дай Бог, мой поезд будет захвачен мятежниками или большеви ками, то фронт будет открыт, тк кк нельзя забывать, что мои орудия име ют круговой обстрел и наибольшую дальность. Прошу верить, что все вышеизложенное не есть моя фантазия - люди переутомлены и изнервничались до крайности - это факт»'. За время боев Рыбалтовскому удалось создать образцовую команду. Свидетельством тому - отсутствие сколько-нибудь значительных проступков. Весь экипаж «Адмирала Колчака» получил заслуженные награды: нижние чи ны - Георгиевские кресты и медали, офицеры - ордена. Но недоверие к своему командованию и наивность по отношению к противнику оказались настолько сильным, что даже такая воинская часть в критический момент решила сме нить флаг. Как и предупреждал Ю.Ю. Рыбалтовский, пушки морского броне поезда не только не спасли Железнодорожный фронт, но и способствовали продвижению красных. Недостаточно исследованным остается вопрос о судьбе команды броне поезда. После падения Железнодорожного фронта офицеры «Адмирала Кол чака» пытались пробиться с группой генерала Вуличевича к Мурманской до роге, однако, попав в окружение, были вынуждены сдаться. Н.З. Кадесников пишет, что они были расстреляны в Холмогорах, но возможно имеется в виду станция Холмогорская2. Трагедия заключалась в том, что офицеры погибли не в боях с наступающим противником, а по вине «своих» же матросов, открыв ших фронт. Можно только догадываться, какая участь постигла в дальнейшем команду бронепоезда, «отпустившую» своих офицеров и перешедшую на сто рону красных. Осенью 1919 г. морской бронепоезд появился и на Мурманском фронте. После окончания навигации катера-истребители Онежской озерной флотилии ремонтировались в Мурманском порту. На зимний период из ее личного со става были сформированы подразделения для действий на сухопутном фронте: стрелковая рота лейтенанта А.Г. Вуича, пулеметный взвод мичмана Н.И. Но- ваковского и блиндированный поезд, начальником которого в конце октября был назначен капитан 2 ранга Н.М. Леман3. Непосредственное командование морскими частями оставалось в ведении начальника Онежской флотилии ка питана 1 ранга А.Д. Кира-Динжана, по ходатайству которого морской блинди рованный поезд № 2 вскоре получил название «Адмирал Непенин»4. Тактика применения бронепоезда в местных условиях отличалась от Ар хангельского направления, что отразилось на его вооружении. Первоначально поезд формировался по типу «Адмирала Колчака». Американская платформа с 6-дюймовым морским орудием была прислана на Мурманский фронт из Ар' РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. I - Д. 50. - Л. 31-33. , Кадесников Н.З. Указ. соч. - С. 35. " РГА В М Ф .-Ф . р -129.- O n . 1. - Д. 51. - Л . 98, 140. 4 Там же. - Л. 96. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz