Жалнин, Д. Е. Морские блиндированные поезда белой Северной армии / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 113-124.

ким рискованным способом, как обточка. Стремительное крушение Северного фронта оказалось неожиданностью для многих организаторов обороны Северной области. Полным ходом шло из­ готовление снарядов для «Адмирала Колчака», после пожара были спешно выделены 120-мм морское орудие и две 76,2-мм японские пушки для установ­ ки на поезде № 3, готовясь к открытию навигации, производились ремонт и перевооружение судов речной и озерной флотилий, состав Первого морского стрелкового полка был доведен до полнокровного батальона. Но причины бу­ дущего поражения можно было разглядеть уже осенью, в период наибольших успехов на Железнодорожном фронте. 20 октября 1919 г. Рыбалтовский док­ ладывал в рапорте начальнику штаба командующего морскими силами: «Непрерывными боями в продолжение почти 2 месяцев (с 28 августа) команда вверенного мне поезда сильно утомлена. Как на ст. Емца, так и те­ перь на Плесецкой приходится нести усиленную караульную службу по 7 чело­ век сразу ввиду того, что станция еще до сих пор не укреплена и даже нет проволоки, на поезд же мой большевики давно целятся, почему его приходится сильно охранять. Кроме всего этого на поезде почти все эти 8 месяцев производились ра ­ боты как по оборудованию его, так и по укреплению позиции вокруг места стоянки. За последнее время приходится особенно много работы. Так, за время с 5 октября собственными средствами поставлены щиты на орудия; работа эта взяла 8 дней, причем люди работали с 6 утра до 12 ночи (18 час. в день). В настоящее время производятся следующие работы: 1) Прокладывается проволока в три кола кругом поезда, общей длиной около 1 ‘Л верст 2) Идет постройка вагонов бани, столовой 3) Оборудование вагона-блокгауза 4) Устройство пулеметных гнезд на платформах 5) Строится гальюн для личного состава, мостки и др. Работы производятся с 8 до 18 час., при чем из-за недостатка людей приходится привлекать к ним свободные смены караула. Ко всему этому необходимо еще добавить, что последние две недели люди стояли по две вахты, т.к. позиция поезда была совсем без прикрытия пехоты среди леса. Все вышеизложенное есть причина полного переутомления команды и 25% ее больны (частью в госп.). Боевая обстановка же требует полного напряжения по крайней мере еи/е на /: года тк кк Правительство ожидает, что при ликвидации большеви­ ки двинутся на нас, как наиболее слабых. На основании всего изложенного усиленно ходатайствую перед Вами, Г-н капитан 1 ранга о срочном назначении ко мне на поезд людей, согласно прилагаемого списка Я прошу именно этих выбранных людей, т.к. мой поезд д. быть уком ­ 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz