Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.

рые оставались в ведении командующего ФСЛО. 18 июля на должности командующего Н.Э. Викорста сменил Л.Л. Иванов1. * * * Как только позволила ледовая обстановка на Белом море, началась доставка катеров через Кемский порт. Катера, прибывшие из Архангель­ ска, стали основой русской флотилии, поскольку, в отличие от мурманских истребителей, имели укомплектованные команды и опыт боевых действий на Северной Двине. В Кеми катера перегружали на железнодорожные платформы и доставляли до Медвежьей горы. 8 июля буксируемые траль­ щиком Т. 15 четыре истребителя и моторный катер № 10 были отправлены в Кемь, куда прибыли 10 числа2. Здесь произошёл конфликт между временно исполняющим долж­ ность командира дивизиона лейтенантом Г.Н. Лисаневичем и отвечающим за доставку катеров из Кеми до Медвежьей Горы старшим лейтенантом Шульгиным. Считая себя полноправным начальником экспедиции, Б.К. Шульгин требовал подчинения личного состава и материальной части отряда, прибывшего из Архангельска. Лисаневич не только не подчинился приказам Шульгина, начав самостоятельную погрузку катеров на железно­ дорожные платформы (первые три катера были отправлены 12 июля), но и выразил сомнения в целесообразности доверять дело «мурманчанину». Мичман Лисаневич пользовался заслуженной известностью и ува­ жением среди моряков Балтийского флота, прославившись смелостью и прямотой, граничившими с безрассудностью3. Избежав ареста в револю­ ционном Петрограде, Георгий Николаевич прибыл на Север, где за отли­ чия в боях 7 мая 1919 г. был произведён в лейтенанты4, а 14 декабря на­ граждён Георгиевским оружием. Вместе с тем в поступках Лисаневича часто проявлялось своеволие и неподчинение указаниям командования. По пути из Архангельска в Кемь он самовольно «мобилизовал» моторную яхту «Светлана». Необходимость иметь на озере судно-буксировщик (что показал случай с «Весёлым Род­ жером») была очевидной, однако командование сочло методы лейтенанта чрезмерными даже в условиях военного времени. Игнорируя телеграфные распоряжения командующего ФСЛО вернуть «Светлану» в Архангельск, Лисаневич упорно пытался перевезти её на озеро, даже несмотря на воз­ никшие технические трудности, связанные с отсутствием крана в Кемском порту5. С 17 по 21 июля он сопроводил второй эшелон катеров, после чего продолжал делать попытки поднять из воды и погрузить на платформу ях­ 1РГА ВМФ .-Ф . р -1 2 9 ,- Оп. 1 .-Д . 1 7 .-Л . 247. 2Там же. - Д. 51. - Л. 2-3. 3Граф Г.К. На «Новике». - СПб., 1997. - С. 351-353. 4РГА ВМФ. - Ф. р-129. - Оп. 2 .- Д . 11.-Л . 135. 5Там же, - On. 1. - Д. 51, - Л. 5-13. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz