Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.
Времени на подготовку не было: лёд на озере быстро таял, и уже 3 июня в заливе появилась разведка красных. Следовало вскоре ждать по явления их боевых сил. «Nairana» достиг Мурманска только в конце мая. Поскольку лед пре пятствовал проходу к Кеми, гидропланы «Short» и «Fairey» немедленно были отправлены на юг по железной дороге. 4 июня в Медвежьей Горе на чались разгрузка и сборка, и 6 июня первая машина поднялась в воздух. Это произошло как раз вовремя. В этот день 4 судна красных обо гнули Шунгский полуостров, двигаясь к Медвежьей Горе. Британские ка тера приняли вызов - произошёл первый бой, исход которого определило появление английского гидроплана. К этому красные не были готовы, и после первой же атаки с воздуха спешно ретировались, ведя беспорядочный неприцельный огонь. Первое же столкновение закончилось победой без по терь со стороны англичан, но главная ценность - это моральный эффект1. Действия авиации оказались наиболее эффективным средством удержания инициативы. Несмотря на наличие собственной авиации и сил противовоздушной обороны, красные моряки не смогли ни организовать эффективного противодействия, ни использовать подобную практику во время проведения своих операций. Надежда усилить состав флотилии за счёт местного мобилизацион ного резерва не оправдалась! Накануне выхода войск Мурманского фронта к озеру все пароходы и баржи были угнаны красными к Медвежьей Горе, но так как лед помешал продвижению к Петрозаводску, плавсредства были взорваны. Белым достались лишь несколько неисправных катеров во льду у Повенца и лихтеров (шаланд) в Медвежьей Горе. Из Повенца красные увели и все мужское население2. Первоначально английская флотилия состояла из 6 моторных и 2 па ровых катеров. 4 июня на воду был спущен «американский» трёхвинтовой охотник за подводными лодками № 295, получивший прозвище «Весёлый Роджер». Двигатели флагманского судна стали причиной постоянных не приятностей, а 8 июля пожар привёл к взрыву и гибели катера, унесшего жизни пяти моряков. Этот случай выявил ещё одно слабое место флоти лии - отсутствие судов обеспечения (буксировщиков и спасателей). Для спасения команды «Весёлого Роджера» пришлось использовать гидроса молёты, базировавшиеся рядом со стоянкой катеров в Повенце. В составе английской флотилии было и 2 катера, предоставленных вместе со специально сформированными командами американским адми ралом Маккалаем3. Поскольку тихоходные моторные катера, по мнению Мейнарда, мало подходили для выполнения поставленных перед флотилией задач, он сде 1Maynard С .-Р . 235. 2РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1. - Д. 36. - Л. 79. 3Maynard С. - Р. 233. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz