Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.

Времени на подготовку не было: лёд на озере быстро таял, и уже 3 июня в заливе появилась разведка красных. Следовало вскоре ждать по­ явления их боевых сил. «Nairana» достиг Мурманска только в конце мая. Поскольку лед пре­ пятствовал проходу к Кеми, гидропланы «Short» и «Fairey» немедленно были отправлены на юг по железной дороге. 4 июня в Медвежьей Горе на­ чались разгрузка и сборка, и 6 июня первая машина поднялась в воздух. Это произошло как раз вовремя. В этот день 4 судна красных обо­ гнули Шунгский полуостров, двигаясь к Медвежьей Горе. Британские ка­ тера приняли вызов - произошёл первый бой, исход которого определило появление английского гидроплана. К этому красные не были готовы, и после первой же атаки с воздуха спешно ретировались, ведя беспорядочный неприцельный огонь. Первое же столкновение закончилось победой без по­ терь со стороны англичан, но главная ценность - это моральный эффект1. Действия авиации оказались наиболее эффективным средством удержания инициативы. Несмотря на наличие собственной авиации и сил противовоздушной обороны, красные моряки не смогли ни организовать эффективного противодействия, ни использовать подобную практику во время проведения своих операций. Надежда усилить состав флотилии за счёт местного мобилизацион­ ного резерва не оправдалась! Накануне выхода войск Мурманского фронта к озеру все пароходы и баржи были угнаны красными к Медвежьей Горе, но так как лед помешал продвижению к Петрозаводску, плавсредства были взорваны. Белым достались лишь несколько неисправных катеров во льду у Повенца и лихтеров (шаланд) в Медвежьей Горе. Из Повенца красные увели и все мужское население2. Первоначально английская флотилия состояла из 6 моторных и 2 па­ ровых катеров. 4 июня на воду был спущен «американский» трёхвинтовой охотник за подводными лодками № 295, получивший прозвище «Весёлый Роджер». Двигатели флагманского судна стали причиной постоянных не­ приятностей, а 8 июля пожар привёл к взрыву и гибели катера, унесшего жизни пяти моряков. Этот случай выявил ещё одно слабое место флоти­ лии - отсутствие судов обеспечения (буксировщиков и спасателей). Для спасения команды «Весёлого Роджера» пришлось использовать гидроса­ молёты, базировавшиеся рядом со стоянкой катеров в Повенце. В составе английской флотилии было и 2 катера, предоставленных вместе со специально сформированными командами американским адми­ ралом Маккалаем3. Поскольку тихоходные моторные катера, по мнению Мейнарда, мало подходили для выполнения поставленных перед флотилией задач, он сде­ 1Maynard С .-Р . 235. 2РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1. - Д. 36. - Л. 79. 3Maynard С. - Р. 233. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz