Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.

ре1. Впрочем, весеннее наступление 1919 г. развивалось настолько стреми­ тельно, что ко времени, когда озёра освободились ото льда, фронт уже продвинулся к югу. Теперь задача состояла в скорейшем формировании флотилии на Онежском озере. После выхода к озеру успех дальнейшего продвижения на Петроза­ водском направлении оказывался под угрозой десантной операции крас­ ных в тылу, поскольку Повенецкий залив оказывался удобным естествен­ ным проходом вглубь территории, контролируемой союзными частями. Захватив Медвежью Гору и перерезав железную дорогу, красные смогли бы блокировать передовые силы и ликвидировать успех белых. Акватория Повенецкого залива являлась продолжением сухопутного фронта, разде­ лявшим два его участка. Таким образом, главной задачей спешно форми­ ровавшейся флотилии являлось надёжное прикрытие входа в залив. Однако поставленная задача, несмотря на её очевидность, не была чётко сформулирована командованием, впоследствии чего не стала непре­ рекаемым руководством при планировании операций британскими моря­ ками. * * * Наступательная операция была спланирована с учётом времени тая­ ния льда на озере (май - середина июня), чтобы успеть спустить катера на воду до того, как красная флотилия сможет оказать противодействие. Ещё в начале мая 3 группы по 3 катера были отправлены из Мурманска2. Пере­ возка затруднялась повреждениями железнодорожного полотна и мостов в результате весеннего паводка и диверсий3. Благодаря быстрым ремонтным работам американских железнодо­ рожных отрядов катера были доставлены к озеру ещё до окончания боевых действий (к тому времени противник был отброшен всего на две мили от озера), однако были остановлены разрушенным 18-метровым мостом. К тому времени, когда по отремонтированному мосту было открыто движе­ ние, два катера уже перетащили волоком, спустили на воду и испытали4. Взаимодействие катеров и гидроавиации стало одним из решающих факторов, определявших успех операций на озере. Авиация должна была быть готовой к моменту выхода на озеро. Два гидроплана доставлялись в Мурманск на борту авиатранспорта «Nairana». Но приход его задерживал­ ся. 26 апреля обеспокоенный задержкой Мейнард по телеграфу просил ус­ корить доставку 3 самолётов любым транспортом, что, однако, было со­ чтено невозможным. Пришлось дожидаться прихода «Nairana»5. 1Maynard С. - Р, 225, 231-232. 2РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1. -Д . 36. - Л. 38-38об. 3Там же. - Л. 91. 4Maynard С .-Р . 232. 5Там же. - Р. 233. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz