Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.

Катера для будущей флотилии нашлись в Мурманске. Это были сто­ явшие в порту на хранении истребители расформированного ещё в конце 1917 г. дивизиона сторожевых катеров флотилии Северного Ледовитого океана (далее - ФСЛО ). Ограниченность ресурсов Северной области за­ ставляла искать им применение. Из-за планировавшейся в начале 1919 г. ликвидации морских сил на Мурмане новое флотское соединение должно было перейти в оперативное подчинение сухопутного командования. Ди­ визион моторных катеров был сформирован распоряжением начальника военного отдела Мурманского района подполковника Л.В. Коста нди от 1 апреля 1919 г1. В его состав первоначально вошли 3 катера-истребителя и 10 моторных катеров, снятых с кораблей либо принадлежавших различным местным службам2. Через месяц, в связи с изменением концепции строи­ тельства морских сил Северной области, это подразделение перешло из во­ енного ведомства в морское с подчинением начальнику вновь образован­ ного Морского отдела Мурманского края3. Условия для создания флотилии на Онежском озере сложились толь­ ко к началу навигации 1919 г., когда, в результате наступательной опера­ ции, 18 мая русскими подразделениями был взят Повенец, а 21 мая совме­ стными силами британских, французских, итальянских, сербских, и рус­ ских войск - Медвежья Гора. Немедленно по выходу к озеру началось формирование соединения катеров. Несмотря на то что основу корабельного состава первоначально со­ ставили русские катера, первым соединением на Онежском озере стала британская флотилия. Причиной тому стало отсутствие у русских подго­ товленного личного состава для комплектования команд. * * * Ещё в период подготовки майского наступления союзных сил на Петрозаводском направлении (на Повенец, Медвежью Гору и Масельг- скую) британский генерал Ч. Мейнард ставил успех операции в зависи­ мость от трёх факторов: бесперебойной работы железной дороги - единст­ венной коммуникации, не только служившей для снабжения фронта, но и являвшейся главным направлением продвижения войск; поддержки авиа­ ции (осложнявшейся недостатком исправной техники и полным отсутстви­ ем аэродромов); наличия морских сил для действий на озёрах. Первона­ чально союзники планировали использовать катера на озёрах вдоль линии фронта. Предполагалось иметь 4-5 моторных лодок на Выгозере и Сегозе- Подтверждено приказом командующего ФСЛО от 17 мая (Российский государствен­ ный архив Военно-морского флота (далее - РГА ВМФ). - Ф. р-129. - Оп 2 - Д. 11.-Л . 147). 2 РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1. - Д. 36. - Л. 48. 3Там же. - Оп. 2. - Д. 11.-Л . 195. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz