Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.
тить, что именно отсутствие точных карт считалось одним из основных препятствий успешности операции союзников по выходу к Онежскому озеру1. Командования флотилии и сухопутных войск разрабатывали план совместных военных действий с обозначением главных плацдармов2. Вес ной 1919 г. силы Онежской флотилии получили боевой опыт, участвуя в Видлицкой операции на Ладожском озере3. Флотилия комплектовалась за счёт сил Балтийского флота, Волхово- Ильменской флотилии и местной мобилизации. Наличие судоходных внутренних водных коммуникаций позволяло перебрасывать значительные силы (вплоть до миноносцев и подводных лодок) между озёрами и Фин ским заливом. Для тылового обеспечения были задействованы ресурсы Петрограда и Балтийского флота. С ноября 1918 г. корабли базировались в «казённой гавани» Петрозаводска. В феврале 1919 г. флотилия была пере дана в Морское ведомство. К концу лета 1919 г. она представляла собой значительную силу, включавшую дивизион бронированных сторожевых судов, 3 заградителя, вооруженных 102-мм пушками, 5 плавбатарей (2 из них - с 203-мм морскими орудиями), вооруженные пароходы4. * # * В отличие от Северо-Двинской речной, Онежская озерная флотилия с самого начала создавалась как самостоятельное русское подразделение. Взаимодействие с находившейся на озере английской катерной флотилией коммандера Кертиса5 осуществлялось через офицеров, назначенных для связи. Другой особенностью Онежской флотилии стало формирование её материальной части силами удаленного от фронта Мурманского военного порта. Озеро находилось в полосе боевых действий Мурманского района, организационно и хозяйственно связанного с Мурманским портом, выпол нявшим тыловые функции этого участка Северного фронта. Онежское озе ро в то время не было связано водной коммуникацией с Белым морем, что не позволяло перебросить сюда крупные корабли. Возможности комплек тования ограничивались пропускной способностью железной дороги (гру зоподъёмностью и габаритами платформ) и отсутствием большегрузных кранов для перегрузки судов в Кемском порту. 1Maynard С, The Murmansk Venture. - London, 1928. - P. 331. 2Морозов A.M. Указ. соч. - С. 18-19. 3 Боевая летопись Военно-морского флота, 1917-1941 / Н.Ю. Березовский, С.С. Береж ной, З.В. Николаева. - М., 1992. - С. 149. 4 Бережной С.С. и др. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-морского флота (1917-1927 гг.). - М., 1981. - С. 392-400. 5 Наличие двух флотилий (русской и английской) на Онежском озере часто вводило в заблуждение как разведку красных, так позже и историков, писавших о создании флотилии «интервентами и белогвардейцами» (см. например: Морозов К.А. Указ. соч. - С. 59). 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz