Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.
роходы остались на территории, контролируемой белыми. Последующее обследование показало, что их можно было отремонтировать и ввести в строй к началу следующей навигации. При этом красные умудрились по терять канонерскую лодку «Пимен», брошенную своей командой. Белые планировали восстановить трофей и ввести в состав своей флотилии1. Причины оставления позиций и уничтожения двух пароходов фло тилии расследовала комиссия старшего лейтенанта Б.А. Арского. В дейст виях командования не было усмотрено преступного бездействия, а вина была списана на непреодолимые обстоятельства. Красным не удалось закрепить результаты десантных операций в районе деревень Федотово и Диановой Горы. Наступление в поддержку десанта, предпринятое на Заонежском полуострове, окончилось неудачей. 14 ноября суда Онежской флотилии, пробившись через сплошной лед, воз вратились на свою базу в Петрозаводск. Флотилия закончила свои боевые действия2. Интересно отметить, что командование Красной флотилии, давая объективную оценку Повенецкой операции, отмечало, что при несомнен ном превосходстве над противником в численности кораблей, силе артил лерии и более высоком политико-моральном состоянии личного состава реализовать его не удалось. Штабом Красной флотилии был разработан детальный план операции. Однако реализации его в полной мере мешали отсутствие согласованности в действиях между командованием флотилии и 1-й дивизии, которому она была оперативно подчинена, отсутствие раз ведки. Кроме того, сам план не был достаточно решителен, допускал воз можность изменения задач отдельных подразделений3. * * * После окончания навигации моряки белой Онежской флотилии не прекратили боевую деятельность: из её личного состава были сформиро ваны части, действовавшие на сухопутном фронте - пулемётная рота лей тенанта А.Г. Вуича (Александр Георгиевич, учитывая печальный опыт обороны Мег-острова, противился включению морских команд в состав какого-либо из сухопутных подразделений), отдельная батарея (состояв шая из одного орудия) лейтенанта Г.В. Майумского. По примеру северо двинцев был построен морской бронепоезд, по предложению теперь уже капитана 1 ранга Кира-Динжана, получивший название «Адмирал Непе- нин»4. Для ознакомления с опытом постройки и применения морского бронепоезда «Адмирал Колчак» в Архангельск был командирован лейте 1РГА ВМФ. - Ф. р-129. - Оп. 1 .- Д . 3 5 .-Л . 125-126. 2Лудри И.М. Указ. соч. - С. 45-46. 3Там же. - С. 46. 4РГА ВМФ. - Ф. р-129. - On. 1. - Д. 51. - Л. 96. 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz