Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.

против них лишь одну (к последним имелось лишь 120 снарядов, больше половины - шрапнель) . Предвидя попытку красной флотилии атаковать немногочисленные силы в Повенецком заливе, необходимо было укрепить позиции Мег- острова, установив на острове артиллерийские батареи, и оборудовать минные заграждения на подходах к нему. Получение мин от английского адмиралтейства оказалось затрудне­ но рядом формальностей: требовалось разрешение правительства Велико­ британии, которое, в свою очередь, испрашивало подтверждения запроса от британского военно-морского командования в России - адмирала Грина (показательно, что при решении подобных вопросов англичане не счита­ лись с русским командованием). Отказ в поставке поставил под угрозу оборону входа в Повенецкий залив. Пока решался вопрос, флотские офи­ церы попытались импровизировать: так, подпоручик Добромыслов пред­ ложил переоборудовать в управляемые гальваноударные мины мины ин­ женерные, снабдив их взрывателями с батарейками от карманных фонари­ ков, герметично укупоренных в пустые артиллерийские гильзы. Собствен­ ный проект мины предложил лейтенант Лисаневич2. Однако для постанов­ ки минных заграждений требовалось доставить на озеро большое количе­ ство телефонного провода. Как ни странно, проблема возникла вовсе не из- за отсутствия такового, а проволочки его доставки по железной дороге: провод для мин прибыл в Медвежью Гору, когда красная флотилия уже прорвалась в залив. Демонтаж и доставка 120-мм пушек с о. Торос также затянулись, установить орудия на Мег-острове не успели. * * * Создание флотилии стало результатом сочетания плановых меро­ приятий и значительной доли импровизации, основанной на инициативе флотских офицеров. Одаако инициатива фронтовиков сдерживалась пол­ ной недееспособностью тыла. Мурманск, являвшийся тыловой базой не только Онежской флотилии, но и всего фронта, явно не справлялся с этой функцией. Главной причиной было не отсутствие материальных ресурсов (даже учитывая их ограниченность), а настроения апатии и безынициатив­ ности, ставшие характерными чертами мурманской жизни. Большинство мурманчан жили в ожидании окончания смутного вре­ мени, дабы покинуть Кольский край, или использовали редкую возмож­ ность уехать за границу, не дожидаясь падения фронта. После окончания строительства железной дороги в 1917 г., демобилизации начала 1918 г. и притока беженцев с началом Гражданской войны население города стало 1РГА ВМФ. - Ф. р -129. - On. 1. - Д. 51. - Л. 46. 2 Там же. - Л. 83. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz