Жалнин, Д. Е. Онежская флотилия Северной области в 1919-1920 гг. / Д. Е. Жалнин // Ученые записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2009. - Вып. 9.- С. 19-34.
против них лишь одну (к последним имелось лишь 120 снарядов, больше половины - шрапнель) . Предвидя попытку красной флотилии атаковать немногочисленные силы в Повенецком заливе, необходимо было укрепить позиции Мег- острова, установив на острове артиллерийские батареи, и оборудовать минные заграждения на подходах к нему. Получение мин от английского адмиралтейства оказалось затрудне но рядом формальностей: требовалось разрешение правительства Велико британии, которое, в свою очередь, испрашивало подтверждения запроса от британского военно-морского командования в России - адмирала Грина (показательно, что при решении подобных вопросов англичане не счита лись с русским командованием). Отказ в поставке поставил под угрозу оборону входа в Повенецкий залив. Пока решался вопрос, флотские офи церы попытались импровизировать: так, подпоручик Добромыслов пред ложил переоборудовать в управляемые гальваноударные мины мины ин женерные, снабдив их взрывателями с батарейками от карманных фонари ков, герметично укупоренных в пустые артиллерийские гильзы. Собствен ный проект мины предложил лейтенант Лисаневич2. Однако для постанов ки минных заграждений требовалось доставить на озеро большое количе ство телефонного провода. Как ни странно, проблема возникла вовсе не из- за отсутствия такового, а проволочки его доставки по железной дороге: провод для мин прибыл в Медвежью Гору, когда красная флотилия уже прорвалась в залив. Демонтаж и доставка 120-мм пушек с о. Торос также затянулись, установить орудия на Мег-острове не успели. * * * Создание флотилии стало результатом сочетания плановых меро приятий и значительной доли импровизации, основанной на инициативе флотских офицеров. Одаако инициатива фронтовиков сдерживалась пол ной недееспособностью тыла. Мурманск, являвшийся тыловой базой не только Онежской флотилии, но и всего фронта, явно не справлялся с этой функцией. Главной причиной было не отсутствие материальных ресурсов (даже учитывая их ограниченность), а настроения апатии и безынициатив ности, ставшие характерными чертами мурманской жизни. Большинство мурманчан жили в ожидании окончания смутного вре мени, дабы покинуть Кольский край, или использовали редкую возмож ность уехать за границу, не дожидаясь падения фронта. После окончания строительства железной дороги в 1917 г., демобилизации начала 1918 г. и притока беженцев с началом Гражданской войны население города стало 1РГА ВМФ. - Ф. р -129. - On. 1. - Д. 51. - Л. 46. 2 Там же. - Л. 83. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz