Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

v-» w* 302 г) ятии оказывали решающее влияние на настроения экипажеи. В рапортах командиров судов отмечалось общее снижение дисциплины во время ремон­ та.303 Не случайно инцидент на крейсере «Аскольд» произошел во время про­ должительного ремонта в Тулоне,304 а команда крейсера «Аврора» после по­ лугодового пребывания на Франко-Русском заводе в Петрограде, в Февраль­ ские дни одной из первых приняла участие в беспорядках, приведших к убийству своего командира.305 В таких условиях матросские коллективы представляли благодатную почву для деятельности агитаторов. Дальнейшие события зависели от того, какая идеология овладеет массами и насколько эффективными окажутся сдерживающие факторы. Таким фактором могли бы стать своевременные меры, предпринятые офицерами, но этому мешал раз­ рыв между нижними чинами и командным составом. Офицеров российского военного флота готовили, прежде всего, как специалистов для управления кораблями и ведения боя, задача «воспитания личного состава» перед ними не ставилась. Для этих целей существовали кондукторы и сверхсрочнослу­ жащие. Но 12 июня 1917 года Временное правительство ликвидировало этот надежный институт управления воинскими коллективами.306 В результате жизнь в трюме стала подчиняться своим порядкам, не контролируемым мос- 307 ТИКОМ. Исследуя процессы демократизации армии в период между двумя ре­ волюциями, советские историки традиционно ограничивались констатацией изменения положения нижних чинов,308 упуская, что Февральская революция 81 302Хесин С.С. Личный состав русского флота в 1917 году. - С. 103. 303 В частности, в рапорте командира «Чесмы» о ремонте линкора во Владивостоке («Сле­ довать в Александровск.. . - С. 118). 304 Неблагоприятная обстановка в команде «Аскольда» заставила отказаться от ремонта в Тулоне крейсера «Варяг» (ГАМО. Ф. р-904, On. 1, Д. 60, Л. 5). 305Поленов Л.Л. Трагедия каперанга Никольского. // Гангут. Вып. 8. - СПб., 1995. - С. 98- 119. 306ГАМО. Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 150,151. 307 В такой обстановке для офицера порой было опасно даже спуститься вниз. Так, до сих пор остается загадкой исчезновение во время Моонзундского сражения контр-адмирала П.П. Владиславлева (Морская Историческая Комиссия. Т.1. - СПб. 1998. - С. 92). 308 Редким исключением является работа А.Г. Кавтарадзе (Кавтарадзе А.Г. Военные спе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz