Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

что не дает объяснения различной степени революционной активности моря- 299 ков на разных морских театрах. Более обоснованным представляется точка зрения, согласно которой причину данных явлений следует искать в специфике флотской службы. Матрос является своеобразной частью огромного механизма —корабля, бое­ готовность которого зависит от слаженных действий каждого члена экипажа. Нижние чины жили на командной палубе, сгруппированные по специально­ стям, постоянно находясь на глазах своих товарищей. Сходы на берег были редкими, а в заграничном плавании языковой барьер заставлял матросов еще сильнее держаться вместе. Вчерашние крестьяне, получали образование, приобщались к городской культуре, общались с рабочими судоремонтных заводов, привыкали интересоваться общественной жизнью. Все это, в соче­ тании с отличным питанием, хорошим обмундированием и свободным вре­ менем сильно развивало матросов, остававшихся, в сущности, все теми же крестьянскими парнями. Поэтому для моряков были характерны тяга к внешнему лоску, апломб, обыкновение ставить себя выше своей среды и сол­ д а т /00 За несколько лет, проведенных в таких условиях, формировалась пси­ хология этой немногочисленной, но весьма активной части военнослужа­ щих.301 Чем больше был корабль, тем сильнее сказывалось влияние коллек­ тива (не случайно источником постоянных волнений на Балтике являлась бригада линейных кораблей, а на Севере - команды «Аскольда» и «Чесмы»), Одним из факторов, способствовавших формированию революцион­ ных настроений матросов, являлась система базирования. Соединения рос­ сийского флота компактно размещались в немногочисленных военно- морских базах, как правило, находившихся в крупных приморских городах с развитой промышленностью. Контакты с рабочими судоремонтных предпри- 80 299Гарковенко Д.А. Социальный состав русского флота в эпоху империализма. - С. 36-56. Граф Г.К. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию. - С. 358. Подтверждением этому является и революция 1918 г. в Германии, начавшаяся с вос­ стания моряков в г. Киле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz