Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
стационарным, основу его составляли военные порты. После сдачи Либавы в мае 1915 г. весь личный состав бывшего военного порта Императора Алек сандра III был переведен в Архангельск. 1 октября, спустя полвека после за- 283 крытия, возобновилась работа Архангельского военного порта. ~Для ремон та судов флотилии также использовались предприятия различных ведомств и частных владельцев. Неоднократно на Север направлялись бригады Адми- под ралтейского судостроительного завода. Сфера деятельности Архангельско го военного порта охватывала не только ремонт судов, но и обеспечение флотских подразделений всеми видами снабжения. Оторванность оперативной базы флотилии от тылового района ослож няла снабжение Мурмана, что особенно сильно проявлялось в период закры тия навигации. Из-за перебоев снабжения планы строительства в Кольском заливе оказались сорваны, а подрядчики понесли убытки. Вследствие за держки утверждения бумаг до ноября 1916 г. не было получено ни одного пуда заказанных материалов. Не удалось решить эту проблему за счет при граничной торговли и посылки в Норвегию офицеров, не имевших опыта по добной работы.285 Лишь после утверждения Устава Строительной комиссии, позволявшего делать покупки без особого разрешения центральных учреж дений, были организованы специальные закупочные комиссии в Англии, Норвегии и России. Командировка в Англию оказалась успешной, а от по ездки в Норвегию пришлось отказаться из-за запрещения в марте 1917 г. вы воза товаров норвежским правительством.286 Неожиданное препятствие воз никло перед членами комиссии, командированными в центр России. Сразу после Февральской революции начались перебои с переводом денег, чем сра зу же воспользовались торгующие фирмы, взвинчивая цены под угрозой пе- " Михайлов Ю. Вспомогательный флот России. - С. 39. 283 РГАВМФ, Ф. р-755, On. 1, Д. 60-6, Л. 1. 284 Так, 75 рабочих завода, прибывшие в Архангельск со своими инструментами и мате риалами 13 сентября 1916 г., сумели до конца ноября выполнить работы по вооружению 21 судна (Адмиралтейские верфи. Корабли и годы: 1704-1925. - СПб., 1994. - С. 186). 285 ГАМО, Ф. 72-и, On. 1, Д. 4, Л. 67-68-об. 286ГАМО, Ф. 72-и, On. 1, Д. 4, Л. 68. 74 282
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz