Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
откомандировать в столицу специалистов, предусмотренных штатом «Варя га», в большинстве матросы крейсера были новобранцами, не успевшими приобщиться к гвардейским традициям.277 Переход через районы боевых действий создавал условия для дополнительной подготовки личного состава, воспользоваться которыми в полной мере мешала нехватка опытных офице- 278 ров. Однако затраченные усилия оказались значительно обесценены по прибытию на Мурман. Использование основной массы военнослужащих на Севере в качестве портовых и строительных рабочих приводило к падению 279 боеспособности и дисциплины. Многие моряки «Аскольда» и «Чесмы» участвовали в строительстве Мурманска, работали на портовых кранах, ра дио- и электростанциях, а позже стали первыми представителями новой ре волюционной власти. В результате команды этих кораблей становились своеобразными фильтрами, отдававшими своих лучших моряков. Строительство ФСЛО осложнялось недостатком специалистов. Прак тиковавшиеся командировки водолазов, связистов, минеров Балтийского флота не решали проблемы, поэтому в декабре 1916 г. в Архангельске при дивизии траления были созданы школы для обучения нижних чинов флот ским специальностям.280 Преподавателями большей частью являлись офице ры, совмещавшие занятия с исполнением основной службы. Удалённость Кольского района заставила создать здесь в августе 1917 г. дублирующую 281 структуру - Временную машинную школу на заградителе «Уссури». Структура флота нового времени подразумевает наличие развитой сис темы обеспечения. В годы Первой мировой войны тыл русского флота был 73 277Поливанов В.Т., Бякин Г.И. Морской Гвардейский Экипаж. Страницы истории. - СПб., 1996.-С . 286-288. 278Характерно, что именно среди молодых офицеров были замечены случаи рукоприклад ства и пренебрежения повседневными нуждами личного состава. (Мельников P.M. Крейсер «Варяг». - С. 231,236). 279Флот в первой мировой войне. Т. 1. - С. 627. 280РГАВМФ, Ф. 418, On. 1, Д. 5123, Л. 198. 281 ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 23, Л. 109.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz