Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

ряду с использованием на перегрузочных работах, грузовых и пассажирских перевозках между берегами Кольского залива, Северной Двины и стоящими на рейдах судами, обеспечением лоцманской и таможенной служб, имелись примеры необычного применения плавсредств. При строительстве баз в пер­ вую очередь сооружались складские помещения, поэтому суда использова­ лись для размещения строителей и портовых рабочих (в Иоканге - шхуна «Людмила»,248 в Мурманске - пароход «Нигерия»249). Радиостанция экспеди­ ционного судна «Харитон Лаптев», служащего стационером в Мурманском порту, использовалась для связи с начальником Кольского района в Алексан- дровске. Осенью 1916 г., создавая условия базирования отряда крейсеров, по 9 Sf) предложению Н.В. Кроткова были приобретены и приспособлены под пла­ вучие угольные склады в Мурманском порту барки «Лауристон»ь 1и «Катан­ га». Суда землечерпательного каравана обеспечивали электрическое освеще- 252 ние и отопление водопровода на западном берегу Кольского залива. Значительное влияние на формирование структуры флотилии оказали особенности системы комплектования отечественного флота личным соста­ вом. В годы Первой мировой войны российский флот понес несравнимо 9 ст меньшие потери, чем армия, однако, также испытывал дефицит командно­ го состава. Ущерб, нанесенный офицерскому составу флота в Русско- японской войне, усугубился выбранным накануне войны направлением воен­ но-морского строительства. Падение престижа флотской службы и отсутст­ вие перспектив из-за нерешенности вопроса о финансировании, повисшего в бесконечных обсуждениях Государственной Думы, заставлял наиболее спо­ 67 /4SГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 23, Л. 324-об. 249 Это судно осталось в истории Мурманска в связи с пожаром 24 февраля 1917 г., унес­ шим 59 жизней. (Ушаков И.Ф. Кольская земля. - С. 605). 2*° РГАВМФ, Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 130-131. 251 Впоследствии стал учебным судном «Товарищ». (Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусами: Учебный парусный флот XVIII-XX вв. - Л., 1989. - С. 120). 252ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 151, Л. 189. 253 За всю войну русский флот потерял всего 245 офицеров и военных чиновников (Хесин С.С. Личный состав русского флота в 1917 году. // Военно-исторический журнал. - 1965.-№ 11.-С . 100).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz