Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
штормом на берег Святоносского залива. Доставленные в Александровск ле том 1916 г. «№1» и «Дельфин» отстаивались то у причала, то у борта «Ксе нии». В апреле 1917 г. «№1» затонула прямо в базе, получив повреждения от ударов корпуса стоявшего рядом «Дельфина».24'' Дальнейшие усилия по их вводу в строй были прекращены весной 1917 г. в связи с перспективой полу чить к концу года американские лодки Голланда (в русском флоте получив шие наименование «АГ»).244 Впрочем, безрезультатным оказалось и пребы вание в 1916 г. в Кольском заливе трех английских субмарин.24' Только в сентябре 1917 г. в Архангельск пришла подводная лодка под русским фла гом, обладавшая качествами, позволявшими использовать ее в боевых це лях.246 Поход «Святого Георгия» отличался не только дальностью (около 5 ООО миль), но и маршрутом, проложенным через районы боевых действий. В условиях необорудованного ТВД наличие значительного числа раз нообразных плавсредств являлось необходимым условием обеспечения дея тельности не только ВМС, но и структур различных ведомств. Вопросы ис пользования вспомогательных судов, как правило, остаются за рамками ис следований истории ФСЛО, что отразилось даже в определении численности 247 её судового состава. Трудности формирования полноценной структуры обеспечения обуславливались ограниченными мобилизационными ресурса ми. Большое число вспомогательных судов приобреталось за границей. На 66 243 Андриенко В.Г. Малые подводные лодки Холланда типа «27-В». - С. 76-77. 244 РГАВМФ, Ф. 1529. Оп. 2. Д. 18. Л. 155. 24? Кротков Н.В. Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах. - С. 196. Контракт на продажу субмарины для Черноморского флота был заключен с фирмой «Фиат» еще летом 1914 г., но с началом войны итальянское правительство, ссылаясь на требования Гаагской конвенции, заявило о невозможности передачи лодки воюющей стране. В феврале 1915 г. она вошла в состав итальянского флота под названием «Argo- nauta» (по этим же соображениям поднял итальянский флаг и германский заказ, получив название «Balilla»). После вступления Италии в войну на стороне Антанты контракт был возобновлен, но новая лодка была предназначена для ФСЛО. (Кучер В.А.. Мануй лов Ю.В., Семенов В.П. Русские подводные лодки. История создания и использования 1834-1923 гг.: Научно-исторический справочник. Т. 1, часть 2. - СПб., 1994. - С. 166). Термин «вспомогательный флот» в официальных док^ентах нашего государства поя вился в 1941 г., однако отсутствие термина не отрицает наличия плавсредств, обеспечи вающих корабли при стоянке на рейде и в пунктах маневренного базирования. (Михай лов Ю. Вспомогательный флот России. // Морской сборник. - 2001. -№ 7. - С. 38).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz