Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

штормом на берег Святоносского залива. Доставленные в Александровск ле­ том 1916 г. «№1» и «Дельфин» отстаивались то у причала, то у борта «Ксе­ нии». В апреле 1917 г. «№1» затонула прямо в базе, получив повреждения от ударов корпуса стоявшего рядом «Дельфина».24'' Дальнейшие усилия по их вводу в строй были прекращены весной 1917 г. в связи с перспективой полу­ чить к концу года американские лодки Голланда (в русском флоте получив­ шие наименование «АГ»).244 Впрочем, безрезультатным оказалось и пребы­ вание в 1916 г. в Кольском заливе трех английских субмарин.24' Только в сентябре 1917 г. в Архангельск пришла подводная лодка под русским фла­ гом, обладавшая качествами, позволявшими использовать ее в боевых це­ лях.246 Поход «Святого Георгия» отличался не только дальностью (около 5 ООО миль), но и маршрутом, проложенным через районы боевых действий. В условиях необорудованного ТВД наличие значительного числа раз­ нообразных плавсредств являлось необходимым условием обеспечения дея­ тельности не только ВМС, но и структур различных ведомств. Вопросы ис­ пользования вспомогательных судов, как правило, остаются за рамками ис­ следований истории ФСЛО, что отразилось даже в определении численности 247 её судового состава. Трудности формирования полноценной структуры обеспечения обуславливались ограниченными мобилизационными ресурса­ ми. Большое число вспомогательных судов приобреталось за границей. На­ 66 243 Андриенко В.Г. Малые подводные лодки Холланда типа «27-В». - С. 76-77. 244 РГАВМФ, Ф. 1529. Оп. 2. Д. 18. Л. 155. 24? Кротков Н.В. Операции по обеспечению морских перевозок в северных водах. - С. 196. Контракт на продажу субмарины для Черноморского флота был заключен с фирмой «Фиат» еще летом 1914 г., но с началом войны итальянское правительство, ссылаясь на требования Гаагской конвенции, заявило о невозможности передачи лодки воюющей стране. В феврале 1915 г. она вошла в состав итальянского флота под названием «Argo- nauta» (по этим же соображениям поднял итальянский флаг и германский заказ, получив название «Balilla»). После вступления Италии в войну на стороне Антанты контракт был возобновлен, но новая лодка была предназначена для ФСЛО. (Кучер В.А.. Мануй­ лов Ю.В., Семенов В.П. Русские подводные лодки. История создания и использования 1834-1923 гг.: Научно-исторический справочник. Т. 1, часть 2. - СПб., 1994. - С. 166). Термин «вспомогательный флот» в официальных док^ентах нашего государства поя­ вился в 1941 г., однако отсутствие термина не отрицает наличия плавсредств, обеспечи­ вающих корабли при стоянке на рейде и в пунктах маневренного базирования. (Михай­ лов Ю. Вспомогательный флот России. // Морской сборник. - 2001. -№ 7. - С. 38).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz