Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

тральщиках. Два старых миноносца перешедшие с Дальнего Востока не мог- 9 49 ли обеспечить охрану огромного ТВД, техническое состояние тральщиков было неудовлетворительным. В пополнении судового состава нуждалась и Служба связи, к тому времени располагавшая только старым транспортом «Пахтусов». Поэтому было решено приобрести в Америке паровые яхты, об­ ладающие большой мореходностью и скоростью хода. Для этого в апреле 1916 г. Совет Министров выделил Морскому министерству 1 595 000 долла­ ров.2^ В декабре в состав ФСЛО вошли посыльные суда «Ярославна» и «Го- рислава», в мае следующего года - «Соколица», но приходу на Север осталь­ ных купленных яхт помешали события 1917 г.234 Новые задачи противоло­ дочной обороны и появление яхт обусловили изменение структуры флотилии - вместо крейсерского отряда был сформирован Сводный отряд судов, в со­ ставе которого крейсеры стали дополнением к вооруженным яхтам.2'5' Изменения в структуре флотилии происходили и под влиянием новых методов ведения войны на море. Действия субмарин противника выявили не­ способность дозорных судов эффективно осуществлять противолодочную ^^6 о б о р о н у . Н у ж н ы были небольшие быстроходные корабли, которые могли бы оперативно реагировать на изменение обстановки на входе в Кольский за­ лив. В июле 1916 г. Главное управление кораблестроения, по опыту исполь­ зования катеров-истребителей американской фирмы «Гринпорт» на Черном 64 Ъ 2 «Властный» и «Грозовой», прибывшие в Александровск вместе с транспортом- мастерской «Ксения» 25 июля 1916 г., в феврале 1917 г. ушли на ремонт в Англию. Ко­ рабли этого класса вновь появились на Севере только 28 августа, когда в Кольский за­ лив пришли «Бесшумный», «Бесстрашный», «Капитан Юрасовский» и «Лейтенант Сер­ геев» (Афонин Н.Н., Балакин С.А. «Внимательный» и другие (порт-артурские минонос­ цы зарубежной постройки). - С. 31). 233 РГАВМФ. Ф. 1529, On. 1, Д. 17, Л. 86-89. Бережной С.С. и др. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского ^Флота (1917-1927 гг.). - С. 289-291. Ъ:> Шангин И.С. Моряки в боях за Советский Север (1917-1920). - С. 12-13. 27 марта 1917 г. при входе в Кольский залив был торпедирован пароход «Ганслей». Тральщики, несшие дозорную службу, не смогли не только обнаружить германскую подводную лодку, но и обеспечить спасение экипажа из-за опасности самим подверг­ нуться атаке (к месту трагедии удалось подойти лишь спустя два часа, когда из 25 чело­ век экипажа в живых оставались только двое) (ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 36, Л. 1-12).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz