Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
991 лами, которые должны были перевозиться транзитом через Россию."" Ос новная часть этих грузов шла через Архангельский и Мурманский порты, что потребовало дополнительных мероприятий, как по расширению перегрузоч ной операции, так и по организации ее охраны. Боевым ядром форхмируемой флотилии должно было стать соединение крейсеров. В этом явно прослеживался как опыт Русско-японской войны (в частности, действия Владивостокского отряда крейсеров), так и практика за щиты дальних морских коммуникаций английским флотом. Отряд должен был взять на себя задачу, до того времени решавшуюся британскими крейсе рами. К тому времени за пределами блокированных противником морей на ходился только один русский крейсер - «Аскольд». Предложения о его по- 999 сылке на Север поступали ещё с весны 1915 г., однако использование крейсера в составе союзных сил представлялось русскому командованию не менее важным. Уже в августе 1914 г. «Аскольд» присоединился к союзной Восточно-Азиатской эскадре, пытавшейся блокировать германскую эскадру адмирала М. фон Шпее, затем конвоировал транспорты в Индийском океане 99"* и использовался в операциях против Т у р ц и и . В 1915 г. «Аскольд» участво вал в Дарданелльской операции, заслужив высокую оценку союзного коман- 224 дования. К январю 1916 г. состояние главных машин крейсера потребовало его постановки на ремонт в Тулоне.223 В начале 1916 г. во Владивостоке из кораблей, выкупленных у Японии, был сформирован Отдельный отряд судов особого назначения, состоявший из крейсеров «Пересвет», «Варяг» и линейного корабля «Чесма».226 Неумест 62 221 Шацилло В.К. Первая мировая война 1914-1918. Факты. Документы. - М., 2003. - С. 299-300 222 РГАВМФ, Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 49. 2_J Невский А.В. Русские крейсеры на защите океанских коммуникаций Антанты. -С . 10- 15. 224Крестьянинов В.Я., Молодцов С.В. Крейсер «Аскольд». - С. 163-164. ■' Крестьянинов В.Я., Молодцов С.В. Крейсер «Аскольд». - С. 174-175. В «Чесму» был переименован линкор «Полтава», поскольку в декабре 1914 г. в состав Балтийского флота вошел новый дредноут с таким названием (Бережной С.С. и др. Ко рабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917-1927 гг.). - С.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz