Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

Одним из последствий решения о координации военно-экономических усилий стала покупка кораблей для русского Северного морского театра у Японии. После захвата Циндао участие Японии в боевых действиях ограни­ чилось конвоированием торговых судов, поэтому союзники рассчитывали возложить на нее задачу помощи России, непосильную для ресурсов других стран Антанты. Размещение российских заказов требовало перестройки японской экономики. Но Япония, занятая строительством флота для вопло­ щения экспансионистских планов в тихоокеанском регионе, всячески укло­ нялась от союзнических обязательств. Русское командование искало любые возможности для усиления флота. Но немногочисленные государства, имев­ шие достаточные ресурсы и еще не втянутые в войну не решались на прода­ жу своих кораблей а возросший спрос повлиял на рост стоимости как воен­ ных, так и гражданских судов. Этим и воспользовалась Япония, предложив­ шая к продаже бывшие русские корабли, доставшиеся ей в качестве трофеев в 1904-1905 гг. Их покупка у недавнего победителя Порт-Артура и Цусимы сама по себе вызывала в российском обществе слухи о злоупотреблениях и личной заинтересованности некоторых чинов морского ведомства.205 Одним из поводов к появлению слухов стал вопрос о цене кораблей. Однако анализ мировой стоимости постройки кораблей подобного класса подтверждает мнение морского министра И.К. Григоровича об адекватности назначенной цены. Но неудовлетворительное техническое состояние приобретённых 57 Россия в первой мировой войне. - С. 210). 203 Например, Контр-адмирал С.Н. Тимирев (в то время флаг-капитан штаба Балтийского флота), считал причастными к неоправданной покупке начальника МГШ А.И. Русина и будущего командующего отрядом крейсеров А.И. Бестужева-Рюмина (Тимирев С.Н. Воспоминания морского офицера. - С. 45). Однако свидетельств злоупотреблений не удалось найти ни специальной комиссии Временного правительства под председатель­ ством И.Н. Денисевича, созданной 23 июня 1917 г. (ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 23, JI. 142), ни избранной 1-м Всероссийским съездом военного флота Верховной следствен­ ной комиссии по военно-морским делам (Официальный отдел. // Морской сборник. - 1918.-№ 1 ,-С . 23). В своих мемуарах Григорович называл сумму, затребованную японцами «весьма не­ значительной»: «японцы взяли за них лишь то, что они потратили на их ремонт по под­ нятию и исправлению» (Григорович И.К. Воспоминания бывшего морского министра. - С. 169). Так, стоимость японского легкого крейсера, соответствующего по классу «Ва-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz