Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

ливами.201 Уступка союзников объяснялась значительно большей заинтере­ сованностью Британии в распространении своего влияния в Персии, Греции и Малой Азии, а Франции —в Сирии и Палестине. Выход России к Констан­ тинополю и славянским государствам Балкан рассматривался союзниками как один из факторов стабильности послевоенного мирового порядка.-0‘ К лету 1915 г. неудачи в операциях на Западном фронте, и отступление русских армий в Галиции и Польше привели правительственные и военные круги Антанты к осознанию пагубности несогласованных действий, давав­ ших противнику возможность их последовательного разгрома. Необходим был орган, координирующий военные усилия. По инициативе Франции в июле 1915 г. открылась первая межсоюзническая конференция в Шантильи. Ее участники пришли к заключению о необходимости оказать поддержку России.2(Ь Значительное увеличение союзных поставок потребовало пере­ смотра роли северных портов России. Архангельск не справлялся с много­ кратно выросшим грузопотоком. Ввод в эксплуатацию Мурманской желез­ ной дороги позволял принимать грузы круглогодично без перегрузки в Коль­ ском заливе. В результате Мурманский порт, появившись как зимний дублер порта Архангельского, начинал играть самостоятельную роль. Временный поселок получил перспективу развития приморского портового города. Про­ вал Дарданелльской операции и разгром Сербии, привели к сворачиванию усилий союзников на Балканском ТВД. Для России это означало, что страте­ гическая линия на завоевание черноморских проливов окончательно уступа­ ла место идее выхода в Мировой океан через северные порты, и, прежде все­ го - за счет освоения незамерзающего Мурманского берега.204 56 201 Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. Вып. 2, Кн. 3. - М., 1999. - С. 24-25. 2 0 2 Уткин А.И. Забытая трагедия. Россия в первой мировой войне. - С. 127. 2(ЬИстория 1-й мировой войны, 1914-1918... Т. 2. - С. 68-69. 204 Впрочем, по мнению У.Черчилля провал Дарданелльской операции закрепил изоляцию России, поскольку тесное сотрудничество в обмене людьми и военными материалами было возможно только с открытием пути в Черное море, и не могло быть компенсиро­ вано даже строительством Мурманской железной дороги (Уткин А.И. Забытая трагедия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz