Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

пароход - «Дротт» с грузом из Нью-Йорка.188 Мурманский торговый порт должен был стать дублером порта Архангельского, компенсируя его главный недостаток - ограниченность навигации. В зимнее время прибывавшие транспорты разгружались в Кольском заливе, откуда грузы доставлялись в Архангельск на ледокольных судах. До окончания постройки Мурманской железной дороги это позволяло высвобождать часть грузового тоннажа. На западном берегу залива использовались пристань Дровяное (для временной разгрузки судов на открытую площадку), и мастерские лесопильного завода, ставшие основой первой технической базы порта.189 К началу 1916 г. флотские подразделения в Кольском заливе были представлены командой минного заградителя «Уссури» и отрядом моряков, прибывших через Францию из Сербии. Это были остатки личного состава русской экспедиции Черноморского флота, участвовавшей в боях совместно с сербской армией. Моряки-черноморцы стали основой для сформированной вскоре Отдельной Кольской флотской роты.190 Первоначально военные мо­ ряки использовались на перегрузочных работах.191 Боевые корабли базирова­ лись в Екатерининской гавани. Несмотря на превосходство сил отряда союз­ ников, на котором целиком лежала задача морской обороны Кольского зали­ ва, его командир находился в подчинении русского старшего морского на­ чальника на Мурмане. Здесь же формировалась русская команда для обслу­ живания береговых батарей, защищавших вход в залив и телеграфную ли­ нию, начинавшуюся в губе Кислой. 2 сентября 1916 г. команда была преоб­ разована в Отдельную Александровскую флотскую роту. Согласно Морскому уставу старшим морским начальником в районе являлся командир судна высшего ранга, в данном случае - командир «Уссу­ 53 188 Романов Б.С. Причалы мужества. - С. 14. 189РГАВМФ, Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 19. 190ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 122-об.-123. 191 Т-Т Получая всего по 30 копеек в день, моряки разгрузили 3Л тоннажа, тогда как на всю операцию гражданским ведомствам было ассигновано 3,5 миллиона рублей (РГАВМФ. Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 102).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz