Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

печении всего лишь через месяц привели к возвращению структуры раздель­ ного управления.184 С учреждением должности главноначальствующего на­ чала формироваться единая структура управления всеми морскими силами на арктическом театре. Это относилось и к соединениям союзников, переподчи- нявшихся русскому командованию, но взаимодействие с русским старшим морским начальником основывалось на принципе согласования действий и осуществлялось через офицеров, назначаемых для связи. Таким образом, 1915 г. стал временем приобретения первого опыта взаимодействия сил со­ юзников на русском Северном морском театре. Организация дозорной службы у берегов Мурмана затруднялась не­ хваткой корабельного состава. Летом 1915 г. были вооружены пароходы «Колгуев» и «Василий Великий».18' Но на этом местные мобилизационные ресурсы были практически исчерпаны. Затягивание войны заставило начать переброску сил с других ТВД и рассмотреть вопрос о приобретении кораблей за границей. 26 апреля 1915 г. минный заградитель «Уссури» вышел из Вла­ дивостока в Средиземное море для снабжения крейсера «Аскольд». Но «вследствии особых условий в Белом море» 26 ноября заградитель покинул Рошфор, а 14 декабря прибыл в Александровск, став первым кораблем, пере­ веденным на Север с Дальнего Востока.186 В феврале 1916 г. «Уссури» вошел в состав формировавшегося отряда обороны Кольского залива.187 В 1915 г. в Кольском заливе возникла структура, ставшая основой для создания комплексной системы обеспечения союзных морских грузоперево­ зок. 19 июня начались съемочные и плановые работы на территории будуще­ го торгового порта, а 19 августа к временной пристани ошвартовался первый 52 184Флот в первой мировой войне. Т. 1. - С. 586, 589. 18:1 В апреле 1916 г. вспомогательный крейсер «Василий Великий» погиб, наскочив на мель у м. Кекурский на входе в губу Вайда (Бережной С.С. Крейсера и миноносцы: Справочник. - С. 118). Поскольку это произошло до формальной даты образования ФСЛО, сведения о корабле не попали в справочники по составу флотилии. 186РГАВМФ. Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 59-60. 187 Климовсклй С.Д. Заградители «Монгугай», «Уссури», «Шилка», «Прут». - С. 63.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz