Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

вуя в рамках существующего военного законодательства («Положения о по­ левом управлении войск в военное время» и «Закона о военно-судовой по­ винности») Поливанов и Ивановский организовывали взаимодействие с си­ лами других ведомств в вопросах обеспечения грузовых операций. Готовясь к началу кампании 1915 г. флотское командование исходило из ожидавшегося появления противника на Северном морском театре. В те­ чение первой половины года независимо от союзников в Архангельске была сформирована русская партия траления, организована дозорная служба в Горле Белого моря, где дополнительно был оборудован восточный фарватер, установлена 75-мм батарея на о. Мудьюг (в дополнение к ней из Кронштадт­ ской крепости доставлялись устаревшие 6-дюймовые орудия), началось воо­ ружение артиллерией ледоколов, а с Балтийского моря по внутренним путям были направлены две малые подводные лодки («№1» и «№2»), Планирова­ лось организовать оборону Александровска, оборудовав береговую батарею и сформировав небольшой гарнизон.161 Деятельность русских ВМС в этот период распространилась за пределы водного района Архангельского порта - на Мурман с Кольским заливом. Но до середины 1916 г. расширение ТВД рассматривалось лишь в контексте решения задач местной обороны. Расширялись не только границы района, но и объем грузовых опера­ ций. Боевые действия приблизились непосредственно к Архангельску. Меж- 162 ду тем, полномочия контр-адмирала Ивановского уже не соответствовали возросшим требованиям. Среди многочисленных ведомств, участвовавших в грузовых операциях Архангельского порта, наибольшую заинтересованность в изменении системы управления проявило Морское министерство, разрабо- 163 тавшее предложения по охране грузов, идущих в северные порты. Впервые были определены задачи ВМС на севере России, районы их действий и опти­ мальная в создавшихся условиях структура. Единственной целью операций 47 161РГАВМФ, Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 125-127. 162В этот чин он был произведен весной 1915 г. 163РГАВМФ, Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 17, Л. 46-54.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz