Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
Англией господства на море, особой комиссией была разработана система организации конвоев, органов управления ими и специальные инструкции для начальников конвоев.139 Введение конвойной тактики отразилась и на су доходстве у берегов Мурмана. В августе 1917 г. английское Адмиралтейство установило новую систему проводки - транспорты, идущие в Архангельск первоначально следовали в Вардё, где наряду с Иокангой была развернута приемная база.140 Из Вардё через каждые 2-3 дня конвои следовали прямо в Архангельск. Русское командование считало, что это усложнило проводку, так как при увеличении вдвое участка конвоирования и числа охраняемых судов, силы охранения оставались прежними. Однако остается фактом, что германские лодки на Севере не потопили ни одного судна, из числа конвои руемых.141 Введение конвойной системы повлекло увеличение боевой на грузки. Однако судовой состав русских морских сил на Севере был немного числен, значительная часть его нуждалась в ремонте. Союзники по мере сил компенсировали недостаток присылкой своих кораблей. В результате сложи лась ситуация, о которой контр-адмирал К.Ф. Кетлинский писал в своём до несении МГШ: «...преобладающее влияние англичан в русском порту - ре зультат отсутствия нашей морской части».142 Именно неограниченная под водная война, а не экспансионистские планы заставили союзников усилить свое присутствие в русских водах. Внимание противоборствующих сторон к Северному морскому театру усиливалось по мере роста объемов перевозок. Но масштаб боевой деятель 41 их охраны, постройки большого количества эсминцев и крейсеров, привлечения около 5 ОООвспомогательных судов с командами в 250 ОООчеловек. Для вооружения торговых судов понадобились 13 000 орудий и 65 000 человек артиллерийской прислуги. (Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914-1918 гг. - С. 240). 139Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок... - С. 184-185. 140 Выбор норвежского порта Вардё в качестве места формирования конвоя определялся близостью к морям, омывающим северное побережье России, еще в 1915 г. вошедшим в число объявленных Германией запретных зон. Но согласно международному праву воюющим сторонам не запрещалось формировать конвои в нейтральных портах. (Флот в первой мировой войне. Т. 2. - С. 76). 141Козлов Д.Ю. Подводная опасность и русское судоходство (1914-1917). - С. 30. 142Шангин И.С. Моряки в боях за Советский Север (1917-1920). - С. 14.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz