Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

Англией господства на море, особой комиссией была разработана система организации конвоев, органов управления ими и специальные инструкции для начальников конвоев.139 Введение конвойной тактики отразилась и на су­ доходстве у берегов Мурмана. В августе 1917 г. английское Адмиралтейство установило новую систему проводки - транспорты, идущие в Архангельск первоначально следовали в Вардё, где наряду с Иокангой была развернута приемная база.140 Из Вардё через каждые 2-3 дня конвои следовали прямо в Архангельск. Русское командование считало, что это усложнило проводку, так как при увеличении вдвое участка конвоирования и числа охраняемых судов, силы охранения оставались прежними. Однако остается фактом, что германские лодки на Севере не потопили ни одного судна, из числа конвои­ руемых.141 Введение конвойной системы повлекло увеличение боевой на­ грузки. Однако судовой состав русских морских сил на Севере был немного­ числен, значительная часть его нуждалась в ремонте. Союзники по мере сил компенсировали недостаток присылкой своих кораблей. В результате сложи­ лась ситуация, о которой контр-адмирал К.Ф. Кетлинский писал в своём до­ несении МГШ: «...преобладающее влияние англичан в русском порту - ре­ зультат отсутствия нашей морской части».142 Именно неограниченная под­ водная война, а не экспансионистские планы заставили союзников усилить свое присутствие в русских водах. Внимание противоборствующих сторон к Северному морскому театру усиливалось по мере роста объемов перевозок. Но масштаб боевой деятель­ 41 их охраны, постройки большого количества эсминцев и крейсеров, привлечения около 5 ОООвспомогательных судов с командами в 250 ОООчеловек. Для вооружения торговых судов понадобились 13 000 орудий и 65 000 человек артиллерийской прислуги. (Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок в войну 1914-1918 гг. - С. 240). 139Шталь А.В. Развитие методов операций подводных лодок... - С. 184-185. 140 Выбор норвежского порта Вардё в качестве места формирования конвоя определялся близостью к морям, омывающим северное побережье России, еще в 1915 г. вошедшим в число объявленных Германией запретных зон. Но согласно международному праву воюющим сторонам не запрещалось формировать конвои в нейтральных портах. (Флот в первой мировой войне. Т. 2. - С. 76). 141Козлов Д.Ю. Подводная опасность и русское судоходство (1914-1917). - С. 30. 142Шангин И.С. Моряки в боях за Советский Север (1917-1920). - С. 14.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz