Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

сти районом плавания, который у «северных» лодок составлял 4-5 тысяч морских миль.135 Над союзными коммуникациями нависла серьезная угроза. При высо­ кой результативности германских подводных лодок и отсутствии эффектив­ ной системы противолодочной борьбы, цель блокирования или значительно­ го ограничения межсоюзных перевозок на Севере была вполне достижима, но противник ограничился действиями небольших (2-4 боевых единицы) групп субмарин.136 Повторить успех 1916 г. немецким подводникам уже не удалось. Причиной тому явилась необходимость концентрации сил в связи с началом неограниченной подводной войны. На основании расчетов потерь судового тоннажа британского торгового флота немецкое командование пришло к заключению, что своевременно начатая неограниченная подводная война приведет Германию к победе за 5-6 месяцев. Поэтому приказом от 27(14) февраля 1917 г. подводным лодкам разрешалось топить в запретных зонах невооруженные коммерческие суда без предупреждения. Хотя 28(15) марта запретной зоной был объявлен и Северный Ледовитый океан137, дейст­ вия германских лодок здесь по-прежнему носили эпизодический характер. Средством преодоления кризиса морских перевозок стала организация конвойной проводки судов. Новая тактика была опробована на Русском Се­ вере еще в 1915 г. - в Горле Белого моря пароходы следовали за тральщика­ ми, а с началом подводной войны в северных водах, проводка от Иоканги была дополнена противолодочным охранением. Однако введение единой конвойной системы было связано с огромными затратами и изменением всей структуры морских транспортных операций, чему противилось британское командование.138 Только в начале июня 1917 г., когда стала очевидной утрата 13эМихельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - С. 126-127. 136 Утверждения о 12 или даже 27 германских лодках не имеют оснований - речь идет о данных наблюдательных постов. Наиболее убедительными являются сведения о четы­ рех субмаринах, действовавших в 1917 г. (Залесский Н.А. Флот русского севера в годы первой мировой и гражданской войн. - С. 146.). 137Михельсен А. Подводная война 1914-1918 гг. - С. 32. 138Новая система потребовала сокращения числа коммуникационных линий для усиления 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz