Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

русские порты, ставились более конкретные задачи, связанные с оборудова­ нием арктического ТВД. 4 января в Александрова прибыли кабельный па­ роход «Kolonia» и вспомогательное судно «Eskimo», которые за две недели проложили подводный телеграфный кабель, связавший Россию с Англией.119 После того как первой военной зимой, задержанные ледоставом и поломкой единственного морского ледокола «Канада», союзные транспорты встали на зимовку в Кольском заливе, здесь была создана стационерная служба, осуще­ ствлявшаяся старым линкором «Jupiter», который к тому же пытались ис­ пользовать и в качестве ледокола.120Впоследствии его сменил «Albemarle».121 Но первым соединением союзного флота, постоянно базировавшимся на русском Севере, стала английская партия траления.122 Успешная блокада германского флота заставляла его воздерживаться от серьезных операций. Но в начале 1915 г. помощник начальника ОВР Архангельского порта капитан 2 ранга С.М. Поливанов предупреждал, что даже единичное минное загражде­ ние могло закупорить Архангельский порт на месяц - полтора.123 Предупре­ ждение подтвердилось уже в мае, когда в Горле Белого моря германский вспомогательный крейсер «Meteor» произвел первую минную постановку,124 Психологический эффект этой операции не только не прервал грузовые пере­ возки, но, напротив, ускорил начало активного формирования морских сил в 37 119Быков П.Д. Военные действия на северном русском морском театре в империалистиче­ скую войну. - С. 18. 120Андриенко В.Г. Первая зимняя навигация на Белом море (1914—1915 годы). - С. 59-69 121Корбетт Дж. Операции английского флота в мировую войну. Т. 3. - С. 316, 321. 122Первое соединение союзников на русском ТВД было создано из пришедших на Балти­ ку в октябре 1914 г. английских подводных лодок (позже ещё 4 субмарины были дос­ тавлены через Архангельск), но только через год оно было подчинено русскому коман­ дованию (См. Козлов Д.Ю. Британские субмарины на Балтике // Флотомастер. - 2001. - № 5, 6; 2002. - № 1,2). 123РГАВМФ, Ф. Р-1529, Оп. 2, Д. 28, Л. 26-27. 124 С 29 мая по 16 июня 1915 г. «Meteor» (бывший английский пароход «City of Leeds») поставил 285 мин в Белом море, захватил 4 и потопил 3 скандинавских парохода. Во втором походе в августе того же года, выставил 374 мины у английских берегов, пото­ пил вспомогательный крейсер и лесовоз. При возвращении «Meteor» был настигнут английскими крейсерами и затоплен своей командой. На поставленных им в двух похо­ дах минах погибло 12 транспортов, вспомогательный крейсер и эсминец. (Македон Ю.А. Использование судов торгового флота в военное время.- С. 42).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz