Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

западному побережью Англии и в Атлантику, между Шетландскими остро­ вами и побережьем Норвегии был развернут Северный патруль.1ь Его фор­ мировали корабли 10-й эскадры крейсеров контр-адмирала де-Чера. Перво­ начально в состав эскадры входили старые английские крейсеры, но к концу 1914 г. их стали заменять вооруженными трансатлантическими лайнерами, доведя число последних до 24. Их командиры были морскими офицерами, остальной экипаж составляли моряки коммерческого флота. Вспомогатель­ ные крейсеры, переоборудованные из пароходов, обладали большей, чем боевые корабли автономностью и оказались более эффективными как для на- - I 14 рушения судоходства противника, так и для охраны своих коммуникации. На них же лежала задача борьбы с германской контрабандой через норвеж­ ские территориальные воды.115 В ноябре 1914 г., в состав 10-й эскадры были включены французские вспомогательные крейсеры и она перестала быть чисто английским соединением.116 Именно ей пришлось взять на себя допол­ нительную задачу обеспечения обороны русского Северного морского теат­ ра. Уже в августе 1914 г. британские крейсеры обследовали путь в Архан­ гельск.117 В октябре в Александровск заходил крейсер «Theseus», в Архан­ гельск - «Drake».118 Но посылка крейсеров в русские воды при отсутствии реального противника являлась скорее демонстрационной акцией. В 1915 г. перед кораблями союзных флотов, совершавших заходы в 36 1Ь Флот в первой мировой войне. Т. 2. - С. 15-16, 28. 114Объединение этих целей отражало предвоенные взгляды английского командования на принципы ведения торговой войны. В 1911 г. Джулиан Корбетт писал: «Благодаря са­ мому характеру морских коммуникаций, нападение на торговлю и защита торговли так тесно связаны между собой, что одну операцию почти нельзя отличить от другой» (Цит. по: Кресуэлл Д. Война на море. - С. 114). 11' Только в течение 1915 г. была осмотрена площадь не менее 220000 кв. миль, останов­ лено и осмотрено 2 281 торговое 877 рыболовных судов; из них 743 судна были отведе­ ны в английские порты. Из числа осмотренных 10-й эскадрой судов оказались с военной контрабандой: в 1915 г. - 22 %, в 1916 г. - 36 %, в 1917 г. - 15 %. На каждый находя­ щийся в дозоре крейсер приходилось 3-4 задержанных судна в неделю. (Македон Ю.А. Использование судов торгового флота в военное время. - С. 79-80). 116 Корбетт Дж. Операции английского флота в мировую войну. Т. 3. - М., 1937. - С. 320- 321. 117РГАВМФ, Ф. 418, On. 1, Д. 388, Л. 64. 118РГАВМФ, Ф. 418, On. 1, Д. 388, Л. 56, 58.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz