Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
западному побережью Англии и в Атлантику, между Шетландскими остро вами и побережьем Норвегии был развернут Северный патруль.1ь Его фор мировали корабли 10-й эскадры крейсеров контр-адмирала де-Чера. Перво начально в состав эскадры входили старые английские крейсеры, но к концу 1914 г. их стали заменять вооруженными трансатлантическими лайнерами, доведя число последних до 24. Их командиры были морскими офицерами, остальной экипаж составляли моряки коммерческого флота. Вспомогатель ные крейсеры, переоборудованные из пароходов, обладали большей, чем боевые корабли автономностью и оказались более эффективными как для на- - I 14 рушения судоходства противника, так и для охраны своих коммуникации. На них же лежала задача борьбы с германской контрабандой через норвеж ские территориальные воды.115 В ноябре 1914 г., в состав 10-й эскадры были включены французские вспомогательные крейсеры и она перестала быть чисто английским соединением.116 Именно ей пришлось взять на себя допол нительную задачу обеспечения обороны русского Северного морского теат ра. Уже в августе 1914 г. британские крейсеры обследовали путь в Архан гельск.117 В октябре в Александровск заходил крейсер «Theseus», в Архан гельск - «Drake».118 Но посылка крейсеров в русские воды при отсутствии реального противника являлась скорее демонстрационной акцией. В 1915 г. перед кораблями союзных флотов, совершавших заходы в 36 1Ь Флот в первой мировой войне. Т. 2. - С. 15-16, 28. 114Объединение этих целей отражало предвоенные взгляды английского командования на принципы ведения торговой войны. В 1911 г. Джулиан Корбетт писал: «Благодаря са мому характеру морских коммуникаций, нападение на торговлю и защита торговли так тесно связаны между собой, что одну операцию почти нельзя отличить от другой» (Цит. по: Кресуэлл Д. Война на море. - С. 114). 11' Только в течение 1915 г. была осмотрена площадь не менее 220000 кв. миль, останов лено и осмотрено 2 281 торговое 877 рыболовных судов; из них 743 судна были отведе ны в английские порты. Из числа осмотренных 10-й эскадрой судов оказались с военной контрабандой: в 1915 г. - 22 %, в 1916 г. - 36 %, в 1917 г. - 15 %. На каждый находя щийся в дозоре крейсер приходилось 3-4 задержанных судна в неделю. (Македон Ю.А. Использование судов торгового флота в военное время. - С. 79-80). 116 Корбетт Дж. Операции английского флота в мировую войну. Т. 3. - М., 1937. - С. 320- 321. 117РГАВМФ, Ф. 418, On. 1, Д. 388, Л. 64. 118РГАВМФ, Ф. 418, On. 1, Д. 388, Л. 56, 58.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz