Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

Работа северных портов была бы невозможной без включения их в сис­ тему внутренних транспортных коммуникаций. Основной магистралью, свя­ зывавшей Архангельск с единой транспортной системой России, оставалась Северная Двина. В Вологде находился перегрузочный порт, откуда грузы могли следовать в центр страны по железной дороге, а внутренние водные пути связывали Север с Волгой, что позволяло пополнять судовой состав.10э Техническое обслуживание речного транспорта обеспечивали судострои­ тельная верфь Министерства торговли и промышленности в Архангельске и небольшие судоремонтные мастерские в Котласе и Великом Устюге. В пред­ военные годы российский речной флот переживал период бурного роста, причем в отличие от морского транспорта, развивался в основном за счет отечественного судостроения. Ежегодно в России строилось не менее 5000 несамоходных судов и более 150 пароходов (из них для Северной Двины - около полутысячи барж и более десятка пароходов), а объем грузоперевозок с начала века вырос почти вдвое, достигнув в 1913 г. 48 млн. т .106 Однако эксплуатация внутренних водных путей осложнялась сезонно­ стью, поэтому существенным дополнением к ним являлись железные дороги. На рубеже веков Россия занимала лидирующее положение по темпам желез­ нодорожного строительства, что при огромных неосвоенных территориях обеспечивалось концентрацией сил на нескольких приоритетных направле­ ниях. И в этом случае решающую для Севера роль сыграла ориентация на балтийское направление внешнеторговых транспортных операций. К началу войны Петербург был связан с транссибирской магистралью дорогой, прохо­ дящей через Вологду, Вятку и Пермь. Железнодорожное строительство к се­ веру от этой трассы ставилось в зависимость от существующих местных по­ требностей, но не рассматривалось как способ ускорения развития края.107 33 105 С началом войны с Волги на Северную Двину было переведено значительное число речных пароходов и барж (Флот в первой мировой войне. Т. 1. - С. 580). 10 История отечественного судостроения. В 5-ти т. Т. 3: Судостроение в первой четверти XX в. (1906-1925) / И.Ф. Цветков. - СПб., 1995. - С. 351, 353. 107 Впрочем, заинтересованные круги в Архангельске пытались использовать традицион-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz