Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

центр, на основе которого возможно было создать структуру тылового обес­ печения. Но ограниченный срок навигации служил непреодолимым препят­ ствием для организации базирования военно-морских сил. Единственным местом на Мурмане, оборудованным для стоянки кораблей, оставался Алек- сандровск, связанный со страной только морским путем через Архангельск. В результате, снабжение этого незамерзающего порта было также ограниче­ но временем навигации на Белом море. Резкие изменения, произошедшие в экономике края в годы Первой ми­ ровой войны, заслонили собой огромную работу, проделанную в предыду­ щие десятилетия, благодаря которой стало возможным использовать ресурсы Русского Севера для решения задач военного времени. Прежде всего, следует отметить возрождение деятельности Архангельского морского порта. В 1887 г., было образовано Управление работ по улучшению Архангельского порта, создан землечерпательный караван. К началу войны все судоходные фарва­ теры в устье Северной Двины были расчищены, а глубина фарватера доведе­ на до 20 футов. Архангельский порт начал принимать крупнотоннажные морские суда.101 Но для обработки огромного потока военных грузов не хва­ тало причальных и складских территорий. В предвоенные годы началась ра­ бота по продлению навигации Архангельского порта путём создания ледо­ кольного флота. В 1908 г. сюда прибыл первый портовый ледокол - «Лебе- дин».102 В 1913 г. была принята первая в истории программа ледокольного судостроения. Из-за загруженности отечественных предприятий военными заказами ледоколы строились в Англии. Эти суда, первоначально предназна­ чавшиеся для разных морских бассейнов России103 (чем объясняется их раз­ нотипность), с началом войны оказались на Севере.104 101 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское пароходство на Русском Севере в XIX - начале XX вв. - С. 155, 158. 102«Лебедин», относившийся к серии буксирных пароходов типа «Удалец», проработал на Севере до 1975 г. (Андриенко В.Г. Портовые ледокольные буксиры типа «Удалец». - С. 82-83). 103Архангельску предназначался самый большой ледокол - «Святогор». 104Белкин С. Сокрушающие лед. - М., 1983. - С. 86. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz