Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
мышленников. Имевшее к началу войны 22 судна, Товарищество осуществ ляло транспортные операции от Вардё до Новой Земли.97 Передача его судов морскому ведомству могла пагубно сказаться на снабжении края. Большин ство из многочисленных частных суловладельцев имели лишь 1-2 судна,98 в связи с чем мобилизация неминуемо нанесла бы им существенный ущерб. Лишь некоторые пароходы (как, например, приобретенный накануне войны И.И. Бурковым «Василий Великий»99) могли быть переоборудованы в не большие вспомогательные крейсеры. Большую же часть плавсредств состав ляли суда, не имевшие военного значения. Частичной альтернативой мест ным мобилизационным ресурсам могли бы служить суда крупнейших рос сийских кампаний (Добровольного флота, Русского Восточно-Азиатского общества и т.п.), занимавшихся перевозками через беломорские порты. Но в годы войны проблема обеспечения морских перевозок приобрела большое значение для всех воюющих государств, в связи с чем, эти лайнеры были ис пользованы для перевозки союзных войск и военных грузов.100 Таким обра зом, мобилизационные возможности Северного морского театра были огра ничены как техническими характеристиками пароходов, так и невозможно стью использования судов гражданских ведомств и частных предпринимате лей без ущерба для их владельцев и интересов снабжения края. В качестве мобилизационных ресурсов следует рассматривать не толь ко наличие собственно военных средств, но и степень развития инфраструк туры края. На Севере к началу войны оставались недостаточными развитыми система базирования, навигационное обеспечение, службы наблюдения и связи. Архангельск представлял собой не только крупнейший северный рос сийский морской порт, но и единственный приморский промышленный 97 Чесноков И.Н. Архангельско-Мурманское срочное пароходство. // Морской флот. - 1977. -№ 2. -С . 25-28 98 Список пароходов, приписанных к Архангельскому торговому порту (РГАВМФ, Ф. р- 129, Оп. 2, Д. 50, Л. l-2-об.) 99 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское пароходство на Русском Севере в XIX - начале XX вв. - С. 79. 100Иванов К. Первые трансатлантики России // Морской флот. - 1983. - № 3. - С. 30-34. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz