Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

мышленников. Имевшее к началу войны 22 судна, Товарищество осуществ­ ляло транспортные операции от Вардё до Новой Земли.97 Передача его судов морскому ведомству могла пагубно сказаться на снабжении края. Большин­ ство из многочисленных частных суловладельцев имели лишь 1-2 судна,98 в связи с чем мобилизация неминуемо нанесла бы им существенный ущерб. Лишь некоторые пароходы (как, например, приобретенный накануне войны И.И. Бурковым «Василий Великий»99) могли быть переоборудованы в не­ большие вспомогательные крейсеры. Большую же часть плавсредств состав­ ляли суда, не имевшие военного значения. Частичной альтернативой мест­ ным мобилизационным ресурсам могли бы служить суда крупнейших рос­ сийских кампаний (Добровольного флота, Русского Восточно-Азиатского общества и т.п.), занимавшихся перевозками через беломорские порты. Но в годы войны проблема обеспечения морских перевозок приобрела большое значение для всех воюющих государств, в связи с чем, эти лайнеры были ис­ пользованы для перевозки союзных войск и военных грузов.100 Таким обра­ зом, мобилизационные возможности Северного морского театра были огра­ ничены как техническими характеристиками пароходов, так и невозможно­ стью использования судов гражданских ведомств и частных предпринимате­ лей без ущерба для их владельцев и интересов снабжения края. В качестве мобилизационных ресурсов следует рассматривать не толь­ ко наличие собственно военных средств, но и степень развития инфраструк­ туры края. На Севере к началу войны оставались недостаточными развитыми система базирования, навигационное обеспечение, службы наблюдения и связи. Архангельск представлял собой не только крупнейший северный рос­ сийский морской порт, но и единственный приморский промышленный 97 Чесноков И.Н. Архангельско-Мурманское срочное пароходство. // Морской флот. - 1977. -№ 2. -С . 25-28 98 Список пароходов, приписанных к Архангельскому торговому порту (РГАВМФ, Ф. р- 129, Оп. 2, Д. 50, Л. l-2-об.) 99 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское пароходство на Русском Севере в XIX - начале XX вв. - С. 79. 100Иванов К. Первые трансатлантики России // Морской флот. - 1983. - № 3. - С. 30-34. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz