Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
зования для гидрографических работ на Севере90) и «Мурман» (бывший «Ан дрей Первозванный», проданный в 1910 г. Мурманской научно-промысловой экспедицией для погашения долгов91), портовые суда «Кузнечиха» и «Лейте нант Овцын».92 Перед самой войной в Александровске была сформирована экспедиция капитана 1 ранга И.И. Ислямова для поиска и спасения Г .Я. Се дова. В ней участвовали зафрахтованные морским ведомством паровая шху на «Андромеда», пароход «Печора» и приобретенный Главным гидрографи- 9> ческим управлением (далее - ГГУ) зверобойный парусный барк «Герта». ’ Для обеспечения службы Архангельской флотской роты использовалось пор товое судно «Соломбала».94 Все суда числились в составе Балтийского флота, 95 что обусловливало порядок их комплектования, снабжения и ремонта. В случае начала войны нехватку корабельного состава предполагалось восполнить за счет судов, принадлежавших частным владельцам, граждан ским ведомствам и учреждениям. Независимо от общего уровня подготов ленности к войне, в России с середины XIX века сохранялось традиционное отношение к торговому флоту как к мобилизационному резерву флота воен ного.96 Крупнейшей судоходной компанией на Русском Севере являлось То варищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства, суда которо го с 1875 г. выполняли регулярные рейсы для снабжения колонистов и про 30 90РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1, Д. 13. Л. 32. 91 Ушаков И.Ф. Кольская земля. // Избранные произведения в 3-х т.: Историко краеведческие исследования. Т. 1. - Мурманск. 1997. - С. 473. 92 Бережной С.С. и др. Корабли и вспомогательные суда советского Военно-Морского Флота (1917-1927 гг.). - С. 292-293. 93 Ислямов И.И. Экспедиция для поисков старшего лейтенанта Седова и его спутников. // Морской сборник. - 1918. -№,.7-8, - С. 100-104. 94 Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 гг.). - М., 1948. - С. 254-255. * 9э Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флота. - С. 230, 231. 254, 255, 364, 365. 96 Торговый устав российского коммерческого флота, наряду с медицинским освидетель ствованием, возрастным и образовательным цензом предъявлял особые требования и к гражданству команд. Капитаны, их помощники, механики, машинисты и боцманы должны бьии быть исключительно русско-подданными, а иностранцы - составлять не более Ул команды (Год 1902-й. // Морской флот. - 1981. -№ 9. - С.26.) Распространен ной практикой было назначение капитанами коммерческих судов отставных офицеров военного флота (Березовский Н.Ю. и др. Российский Императорский флот. - С. 98, 197)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz