Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

влечения моряков российского военного флота для решения сложных и экст­ раординарных задач была весьма распространенной.85 С 1880 г., в казармах Архангельского флотского экипажа размещалось флотское дисциплинарное подразделение, в 1907 г. переформированное в or дисциплинарный батальон. Приказом по флоту № 258 от 11 августа 1914 г. исполнение судебных приговоров нижним чинам, приговоренным к заклю­ чению во флотские исправительные учреждения, подлежало отсрочке до 87 конца войны с раскассированием по подразделениям Действующего флота. К 1916 г. батальон потерял статус дисциплинарного и, слившись с переве­ денным сюда Либавским флотским экипажем, стал именоваться Архангель­ ским флотским полуэкипажем. Береговые команды Архангельского порта со­ ставляли две роты - «балтийская» и «черноморская». Кроме несения кара­ ульной службы и обслуживания плавсредств, основным занятием их личного состава стали портовые работы. Именно эти подразделения в 1914-1915 гг. 88 использовались на перегрузке военных грузов в Архангельском порту. Справедливо мнение, что история ФСЛО начиналась с военного транс­ порта «Бакан». Под командованием капитана 2 ранга С.М. Поливанова его команда создавала морскую оборону Архангельска в первые дни войны. Но «Бакан» не был единственным военным судном на Севере. В качестве гидро- 89 графических использовались несколько судов морского ведомства: военные транспорты «Пахтусов» (единственное судно, построенное с учетом исполь­ 29 службы Российского флота. Т. 1. - С. 391), 8э Например, Н.М. Книпович настаивал на комплектовании экспедиционного судна «Анд­ рей Первозванный» матросами военного флота - людьми «хорошо обученными и дис­ циплинированными» (Труды Северной Комиссии 1897-1898 гг. - СПб., 1898. - С. 14). 86Два каменных здания были построены в 1823-1824 гг.; в 1902 г. одно из них сгорело, а во втором, надстроенном в 1918 г. до трех, а в 1951 - пяти этажей, до сегодняшнего дня проходят обучение моряки Северного флота (ВММСФ, Архив. - Историческая справка о здании Архангельского флотского экипажа). 87Бочаров А.А. Начальники исправительных учреждений Военно-Морского Флота России (1864-1916). // Кортик. № 2. - СПб., 2004,- С. 82. 88РГАВМФ, Ф. р-1529, Оп. 2, Д. 318 Л. 11. 89Класс гидрографических судов в российском флоте был учрежден только 16 июля 1915 г. (История гидрографической службыРоссийского флота. Т. 1. - С. 601).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz