Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

гельск не стали неожиданностью - такое течение событий в будущей войне о 1 было очевидным для многих. Но трудно было предположить, насколько близка эта война, а тем более, какие она приобретет масштабы. Этот период характеризовался быстрыми темпами изменения роли Северного морского театра в системе ВМФ России. Разобщенность морских театров, где были блокированы основные си­ лы русского флота, вынуждала ориентироваться, прежде всего, на использо­ вание местных возможностей. Последствием ликвидации военного судо­ строения в Архангельске стало прекращение военно-морской деятельности на Северном морском театре. Но здесь продолжали существовать немного­ численные флотские подразделения, имевшие специальное назначение. В Соломбале были сохранены гидрографическая часть и Управление маяков и лоции.82 Продолжались работы по навигационно-гидрографическому освое­ нию морского театра. В 1894 была учреждена Гидрографическая экспедиция для изучения устьев рек Обь и Енисей и части Карского моря (1898 г. она была переформирована в Гидрографическую экспедицию Северного Ледови­ того океана), в 1887 - Отдельная съемка Белого моря, а в 1905 - Отдельная съемка Мурманского берега.83 Участие морского ведомства в полярных ис­ следованиях свидетельствовали о его заинтересованности в освоении Север­ ного морского пути. Но все же, военные цели отступали на задний план пе­ ред задачей организации торгового судоходства через Обь-Енисейский бас- 84 сейн. Примечательно, что в течение последних трех столетий практика при­ 81 См. например, письмо начальника Генштаба Е.А. Гернгросса от 13 апреля 1910 г. (По­ пов Г.П. Губернаторы Русского Севера. - Архангельск. 2001. - С. 379). 82Попова Л.Д. Градостроительная история Соломбалы // Соломбальская верфь. 1693-1862 гг. - Архангельск, 1993. - С. 78-79. 8j История гидрографической службы Российского флота. Т. 1. - С. 360-362. 84 В 1893 г. экспедиция лейтенанта Л.Ф. Добротворского на пароходах «Лейтенант Ов- цын», «Лейтенант Малыгин» и лихтере «Лейтенант Скуратов» не только исследовала устье Енисея, но и доставила рельсы для строящейся транссибирской железнодорожной магистрали (Павлов А.С. Развитие судоходства на Енисее. // Судостроение. - 2000, - № 1. - С. 73-74), а гидрографическая экспедиция А.И. Вилькицкого, с которой берет свое начало ГЭСЛО, была сформирована Морским министерством согласно постановлению Комитета по сооружению Сибирской железной дороги (История гидрографической

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz