Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

Министр иностранных дел А.П. Извольский считал, что «...флот должен быть свободным, не связанным частною задачею обороны того или иного 77 моря и залива. Он должен действовать там, где укажет политика». Эта док­ трина была заложена в основу закона о флоте 1912 г. В результате программа по усилению Балтийского флота оказалась дорогостоящей, но не отвечающей 78 реальным интересам России. Производственные мощности, финансы и кад­ ры были заняты строительством дредноутов, которые должны были демонст­ рировать мощь Российской Империи.79 Но в последовавшей войне вооружен­ ные силы испытывали острейший дефицит во всем, за исключением дорого­ стоящих дредноутов, простаивавших в Гельсингфорсе. Потраченных на их создание денег не хватило, в том числе, и для создания минимальных уело- on вий морской обороны на Севере. Причина хронической нехватки средств заключалась в неэффективном расходовании отнюдь не беспредельных ре­ сурсов России. К началу Первой мировой войны проявилось явное противо­ речие между осознанием необходимости освоения Северного морского теат­ ра как в военно-стратегическом отношении, так и в интересах развития се­ верных территорий России, и традиционной направленностью внешней по­ литики Российской Империи на усиление влияния в европейских делах. Новый этап военно-морского строительства на Русском Севере начался 20 июля 1914 г. В годы войны более отчетливо проявилась геополитическая роль региона - его потенциальная возможность компенсировать изменения, происходящие на других, весьма отдаленных ТВД. Блокада русских комму­ никаций на Балтике и Черном море, рост военных перевозок через Архан­ 27 Забытая трагедия. Россия в первой мировой войне - Смоленск, 2000. 77Шацилло К.Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. - С. 98. 78Шацилло К.Ф. От Портсмутского мира к Первой мировой войне. - С. 98-99. 79 п „ При этом отсутствие определенной политической ориентировки и попытки одновре­ менно решать противоречивые задачи приводили к частым изменениям судостроитель­ ных программ, ни одна из которых не была выполнена полностью (Флот в первой миро­ вой войне. Т. 1. - С. 27). ол Этим, в частности, мотивировался отказ Морского министерства выделить ассигнова­ ния на приобретение нового судна для охраны морских промыслов на Севре (Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. - С. 111-112).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz