Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
лее насущными задачами. Не случайно наибольшую сдержанность при обсу ждении проектов организации на Мурмане военного порта проявляли пред ставители военного и морского министерств, которые рассматривали данные вопросы исключительно в контексте местной обороны. А с этой точки зрения всякие усилия были напрасны, поскольку охранять в неосвоенном крае было нечего.74 Таким образом, речь шла не только об исключительно военном ас пекте развития Севера. Решение новых задач требовало комплексного подхо да, подразумевавшего не только огромные материальные и финансовые за траты, но и изменение военно-морской доктрины, перераспределение функ ций между частями, составляющими систему российского флота. Но такие изменения противоречили одной из тенденций, определявшей внешнюю по литику России на протяжении последних двух веков. Со времен Петра I торговые интересы России были ориентированы на два направления - балтийское и средиземноморское. Сознательно ограничив рядом запретов морскую торговлю через северные города, первый россий ский император на два столетия предопределил отставание развития инфра структуры Севера.73 В свою очередь, зависимость от балтийской и черномор ской морской торговли повлияла на формирование военно-морской доктри ны России, обуславливая необходимость овладения Босфором и строительст ва мощного линейного флота, предназначенного не столько для защиты сво их коммуникаций, сколько для создания благоприятного дипломатического обеспечения выхода в Мировой океан. В данной ситуации флот для Россий ского государства являлся фактором не обороноспособности, а «союзоспо- собности». - привлекательности с точки зрения использования мощной эс кадры линейных кораблей в совместных с союзниками боевых операциях.76 74 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. - Екате ринбург, 1999.-С . 186. 7:1Репин Н.Н. От дискриминации к фритредерству: правительственная регламентация тор говли через Архангельск в 20-60-е годы XVIII в. и ее результат. // Архангельск в XVIII веке: Сборник статей. - СПб., 1997. - С. 228-249. /6 Данный вопрос достаточно полно исследован в монографиях: Шацилло К.Ф. От Порт смутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика - М., 2000., Уткин А.И. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz