Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

лее насущными задачами. Не случайно наибольшую сдержанность при обсу­ ждении проектов организации на Мурмане военного порта проявляли пред­ ставители военного и морского министерств, которые рассматривали данные вопросы исключительно в контексте местной обороны. А с этой точки зрения всякие усилия были напрасны, поскольку охранять в неосвоенном крае было нечего.74 Таким образом, речь шла не только об исключительно военном ас­ пекте развития Севера. Решение новых задач требовало комплексного подхо­ да, подразумевавшего не только огромные материальные и финансовые за­ траты, но и изменение военно-морской доктрины, перераспределение функ­ ций между частями, составляющими систему российского флота. Но такие изменения противоречили одной из тенденций, определявшей внешнюю по­ литику России на протяжении последних двух веков. Со времен Петра I торговые интересы России были ориентированы на два направления - балтийское и средиземноморское. Сознательно ограничив рядом запретов морскую торговлю через северные города, первый россий­ ский император на два столетия предопределил отставание развития инфра­ структуры Севера.73 В свою очередь, зависимость от балтийской и черномор­ ской морской торговли повлияла на формирование военно-морской доктри­ ны России, обуславливая необходимость овладения Босфором и строительст­ ва мощного линейного флота, предназначенного не столько для защиты сво­ их коммуникаций, сколько для создания благоприятного дипломатического обеспечения выхода в Мировой океан. В данной ситуации флот для Россий­ ского государства являлся фактором не обороноспособности, а «союзоспо- собности». - привлекательности с точки зрения использования мощной эс­ кадры линейных кораблей в совместных с союзниками боевых операциях.76 74 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX - начала XX в. - Екате­ ринбург, 1999.-С . 186. 7:1Репин Н.Н. От дискриминации к фритредерству: правительственная регламентация тор­ говли через Архангельск в 20-60-е годы XVIII в. и ее результат. // Архангельск в XVIII веке: Сборник статей. - СПб., 1997. - С. 228-249. /6 Данный вопрос достаточно полно исследован в монографиях: Шацилло К.Ф. От Порт­ смутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика - М., 2000., Уткин А.И. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz