Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
тельство морской крепости на п-ове Среднем. Комплекс сооружений на тер ритории в 70 км должен был включать многочисленные береговые батареи и корабельные стоянки в Мотовском заливе (соединённым каналом с губой Большой Волоковой), губах Ура и Ара для размещения эскадры из 8 линей ных кораблей. В качестве неотъемлемых элементов системы базирования предусматривалось строительство железной дороги до Мурмана и канала, 70 который бы связал Белое и Балтийское моря. Показателем зрелости обще ственного осознания проблем военного строительства на Севере является письмо директора Архангельской Ломоносовской гимназии коллежского секретаря Соколова, отправленное морскому министру 24 августа 1914 г., в котором, наряду с изложением соображений по организации обороны Архан гельска в связи с началом войны, содержались перспективные предложения, направленные на кардинальное изменение отношения к проблеме обороны 71 Севера. Очевидная необходимость подобных мероприятий затрудняет по нимание причин, по которым эти проекты так и не были реализованы. До начала Первой мировой войны деятельность морского ведомства на Севере ограничивалась изучением условий организации базирования на Мурмане. С этой целью в 1907 г. по инициативе и при участии адмирала Ф.В. 72 Дубасова здесь побывал крейсер «Алмаз». Годом ранее отряд кораблей в составе эскадренных броненосцев «Цесаревич», «Слава» и крейсера «Бога тырь», совершая учебное плавание с корабельными гардемаринами и строе выми унтер-офицерами, приобрёл опыт стоянки в Териберке, Кольском и Печенгском заливах. Но планы освоения Севера рассматривались прави тельством как отдаленная перспектива, реализация которой отодвигалась бо 1917 г. за заслуги в проектировании и строительстве Мурманской железной дороги Александру Егоровичу было Высочайше повелено именоваться Конкевичем- Мурманским (Зонин С.А. Под псевдонимом Беломор. // Гангут. Вып. 15. - СПб., 1998. С. 102). 70Беломор А. Военный порт на Мурмане. // Инженерный журнал. - 1910. - № 6-7. - С. 31- 40. 71 (РГАВМФ, Ф. 418, On. 1, Д. 388, Л. 74-74-об). 72Зуев Г.И. Крейсер «Алмаз». // Гангут» Вып. 7. - СПб., 1994. - С. 23. 73Мельников P.M., Крейсер «Богатырь». - СПб., 1995. - С. 23-24. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz