Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

192 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование истории становления и развития военно-морских сил на Северном морском театре в период Первой мировой и Гражданской войн по­ зволяет не только выявить особенности процесса их формирования, но и об­ наружить некоторые общие закономерности военно-морского строительства на удаленном морском театре военных действий в условиях быстрой смены военно-политической обстановки. Выявившаяся уже в начале Первой мировой войны неготовность Се­ верного морского театра к войне объяснялась, прежде всего, противоречиями между принятой российским государством военно-морской доктриной, де­ лающей ставку на создание сильного океанского флота, и ограниченностью имеющихся в наличии ресурсов. К этому следует добавить традиционный характер ориентации морской торговли на балтийское и черноморское на­ правления. В результате, в годы Первой мировой войны строительство воен­ но-морского флота на Севере осуществлялось не на базе продуманной пер­ спективной программы, а под влиянием ряда факторов, основным из которых являлось изменение роли Северного морского театра военных действий. Главным из них стали союзные транспортные перевозки, которые и по­ требовали создания ФСЛО в качестве одного из мероприятий по их обеспе­ чению. Недостаточность имеющихся здесь военно-морских сил наряду с су­ щественной ролью, которую играл в охране северного мореплавания англий­ ский флот, предопределили зависимость военно-морского строительства от внешнеполитических факторов и событий на других ТВД. В результате окончание союзных транспортных операций в связи с выходом России из войны тут же поставило на повестку дня вопрос о правомерности ее сущест­ вования. Лишь необходимость использования потенциала флотилии для ве­ дения Гражданской войны не позволяла перейти к ее ликвидации до начала 1920-х г. Среди других факторов следует назвать, прежде всего, ограниченность мобилизационных и промышленных ресурсов, природные особенности се

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz