Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

ны и 20 сентября речной караван стал подниматься по Оби. В Омск было доставлено около 1 0 0 0 0 0 пудов военных товаров (английского вооружения и «р 7 обмундирования), 6000 пудов бумаги и 8 000 пудов медикаментов. “ В нояб­ ре в Новониколаевск прибыли последние суда. Окончание навигации 1919 г. совпало с отступлением белых войск из Сибири и эвакуацией Омска. Анг- 7^8 лийские военные товары стали трофеями Красной армии. " Несмотря на непродолжительность существования, экспедиция Б.А. Вилькицкого убедительно доказала свою эффективность.72'* Не случайно в первые же годы после окончания Гражданской войны Северный морской путь стал одной из главных транспортных артерий России. Принято называть «Первой Карской товарообменной» экспедицию, организованную советским правительством в 1921 г. Однако если не считать плаваний в Енисейскую гу­ бу, совершавшихся одиночными судами с 80-х годов XIX века, то данное на­ именование по праву принадлежит экспедиции 1919 г. В работе гидрографи­ ческой службы наиболее отчетливо проявилась преемственность деятельно­ сти флота, сохранявшаяся при всех изменениях политической ситуации. Во­ енные гидрографы ФСЛО не только продолжили работы по изучению Рус­ ского Севера, но и подготовили основу для широкомасштабного освоения Северного морского бассейна в советское время. 19 февраля 1920 г. командование войсками Северной области покинуло Архангельск на ледоколе «Козьма Минин». Руководили походом Г.Е. Чаплин и Б.А. Вилькицкий. Имя знаменитого полярного исследователя только в 60-е годы было возвращено в историю освоения Арктики. Однако до сих пор не оценен авторитет, которым пользовался Борис Андреевич в вооруженных си­ лах Северной области, о чем говорят его избрание председателем Георгиев­ ской думы и производство 16 октября 1919 г. в адмиральский чин (единст- 190 1 2 ‘ Цветков В. Экономическое чудо по Колчаку. // Родина. - 2000. - № 5. - С. 145. 1 г * Казимиров М.В. Морской центр в Сибири 1918-1919. - С. 165. Однако в 1922 г. «из-за экономических трудностей, переживаемых страной» ГЭСЛО была вновь расформирована (История гидрографической службы Российского флота. Т. 2. - С. 9).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz