Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
ны и 20 сентября речной караван стал подниматься по Оби. В Омск было доставлено около 1 0 0 0 0 0 пудов военных товаров (английского вооружения и «р 7 обмундирования), 6000 пудов бумаги и 8 000 пудов медикаментов. “ В нояб ре в Новониколаевск прибыли последние суда. Окончание навигации 1919 г. совпало с отступлением белых войск из Сибири и эвакуацией Омска. Анг- 7^8 лийские военные товары стали трофеями Красной армии. " Несмотря на непродолжительность существования, экспедиция Б.А. Вилькицкого убедительно доказала свою эффективность.72'* Не случайно в первые же годы после окончания Гражданской войны Северный морской путь стал одной из главных транспортных артерий России. Принято называть «Первой Карской товарообменной» экспедицию, организованную советским правительством в 1921 г. Однако если не считать плаваний в Енисейскую гу бу, совершавшихся одиночными судами с 80-х годов XIX века, то данное на именование по праву принадлежит экспедиции 1919 г. В работе гидрографи ческой службы наиболее отчетливо проявилась преемственность деятельно сти флота, сохранявшаяся при всех изменениях политической ситуации. Во енные гидрографы ФСЛО не только продолжили работы по изучению Рус ского Севера, но и подготовили основу для широкомасштабного освоения Северного морского бассейна в советское время. 19 февраля 1920 г. командование войсками Северной области покинуло Архангельск на ледоколе «Козьма Минин». Руководили походом Г.Е. Чаплин и Б.А. Вилькицкий. Имя знаменитого полярного исследователя только в 60-е годы было возвращено в историю освоения Арктики. Однако до сих пор не оценен авторитет, которым пользовался Борис Андреевич в вооруженных си лах Северной области, о чем говорят его избрание председателем Георгиев ской думы и производство 16 октября 1919 г. в адмиральский чин (единст- 190 1 2 ‘ Цветков В. Экономическое чудо по Колчаку. // Родина. - 2000. - № 5. - С. 145. 1 г * Казимиров М.В. Морской центр в Сибири 1918-1919. - С. 165. Однако в 1922 г. «из-за экономических трудностей, переживаемых страной» ГЭСЛО была вновь расформирована (История гидрографической службы Российского флота. Т. 2. - С. 9).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz