Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

С решением продовольственной проблемы была связана и деятель­ ность Гидрографической экспедиции Западно-Сибирского района. В начале 1918 г. ГГУ разработало проект организации товарообменной экспедиции в Сибирь. Несмотря на крайний недостаток ресурсов в условиях войны, дан­ ный проект нашел всеобщую поддержку. Военное командование союзников и правительства Северной области были заинтересованы в соединении с ар­ мией Колчака. Но главный практический интерес для всех сторон (в том чис­ ле и большевистского руководства) состоял в возможности решить острей­ шую продовольственную проблему за счет ресурсов Сибири, где в результате приостановки экспорта скопились большие запасы. Принято связывать начало планомерного исследования арктических морей с идеями В.И. Ленина, изложенными в «Наброске плана научно- технических работ», составленном в апреле 1918 г. Однако к тому времени целенаправленная работа по изучению и освоению Северного морского пути велось русскими военными гидрографами на протяжении уже четверти ве­ ка .712 В 1913 г. Министерство торговли и промышленности начало подготов­ ку организации постоянного пароходного сообщения между портами Евро- пейской России и устьями Оби и Енисея. J Начавшаяся война прервала эту работу. Была отложена до мирного времени и окончательная обработка ре­ зультатов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана .714 186 712 Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана берет свое начало в 1894 г., когда по представлению управляющего Морским министерством адмирала Н.М. Чи- хачева Комитет по сооружению Сибирской железной дороги постановил послать гидро­ графическую экспедицию под руководством корпуса флотских штурманов подполков­ ника А.И. Вилькицкого для исследования устьев рек Енисея. Оби и части Карского моря (История гидрографической службы Российского флота. Т. 1. - С. 391). Но четырехлет­ няя экспедиция ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач». став наиболее известной из всех работ ГЭСЛО, заслонила собой память о предыдущих трудах гидрографов Се­ вера (Мамин В.И. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана — сим­ вол преемственности традиций исследований российских гидрографов // Мурманский Арктический сборник: Сборник статей - Мурманск, 2002 - С. 55-58). 7Ь Попов Г.П. Губернаторы Русского Севера. - С. 406. «Таймыр» и «Вайгач» закончили свой переход в Архангельске 3 сентября 1915 г.. а 1 октября ГЭСЛО была расформирована (История гидрографической службы Российско­ го флота. Т. 1. - С. 510-511.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz