Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

ров британского флота (фуражек, тужурок с брюками и пальто), «каковыя легче всего переделать в русскую военно-морскую форму».70:>Еще в большей степени крайняя ограниченность запасов повлияла на порядок обеспечения теплой одеждой. 17 декабря 1919 г. приказом начальника снабжения войск Северного фронта были утверждены правила выдачи и сохранения теплой одежды для моряков 1-го морского стрелкового полка. Теплое белье и ватные брюки выдавались только перед отправкой на фронт. А в связи с тем, что полк формировался на ограниченный срок, всё выдаваемое полковым интен­ дантом должно было сдаваться по возвращении с фронта в исправном ви­ де .706 Нехватку зимнего обмундирования предполагалось компенсировать за счет собственных вещей, причем приказом главкома до 1 апреля вводилась денежная компенсация за ношение личных шуб и валенок (по 1 рублю за ка­ ждую вещь ежедневно ) . 707 Таким образом, военнослужащие могли получить довольно приличную сумму и неудивительно, что самым распространенным видом правонарушений в казармах полуэкипажа стала кража меховых шапок. В годы Первой мировой войны начало оформляться явление, со време­ нем ставшее неотъемлемой чертой жизни русского Севера - так называемая «проблема северного завоза». Прибытие огромного для малонаселенного края количества людей, не занятых в производственной сфере, и расстрой­ ство структуры местного товарообмена ставили успех любых начинаний в прямую зависимость от государственных мероприятий по доставке и распре- 708 делению продовольствия. Решать подобные задачи удавалось, используя плавсредства служб, обеспечивавших безопасность судоходства - Дирекции маяков и лоции и гидрографических экспедиций. К осени 1918 г. эти службы оказались самыми крупными подразделениями флотилии. В период массо­ 184 705 РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1, Д. 17, Л. 441. 706РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1, Д. 271, Л. 38. 707 РГАВМФ. Ф. р-129, On. 1, Д. 271, Л. 53. Например, голод в Мезенском уезде летом 1919 г. начался при наличии груза хлеба в Усть-Мезени, но речных перевозочных средств не хватало даже для своевременной дос- тавки военных грузов. (РГАВМФ. Ф. р-129, On. 1, Д. 1, Л. 39.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz