Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

состояния материальной части флотилии. 9 августа 1918 г. была создана ко­ миссия для розыска и сдачи в Архангельский военный порт имущества мор­ ского ведомства «раскиданного в разных частях города и брошенного в на­ стоящий момент на произвол судьбы » . 677 К тому времени значительная часть грузов, находившаяся в Архангельском порту, была вывезена большевист­ ской Чрезвычайной комиссией по разгрузке и самими союзниками. Учетом наличия боеприпасов занималась инспекция взрывчатых веществ, учрежден­ ная еще в апреле 1917 г .678 Всё вооружение подлежало строгому учету и хра­ нению в специально оборудованных охраняемых местах. Имеющееся в нали­ чии сверх предусмотренного для данных воинских частей оружие, после чи­ стки и смазки, до 20 августа сдавалось в артиллерийскую часть порта. Также 679 подлежало сдаче стрелковое и холодное оружие, находившееся на руках. Особое внимание уделялось восстановлению судового состава, кото­ рому в период революционного реформирования был нанесен значительный ущерб. Создавались специальные комиссии по укомплектованию, ремонту и 680 снаожению плавсредств, а так же подъему и ремонту затопленных судов. Но значительный объем работ оказался несопоставим с ограниченными воз­ можностями местной промышленной базы. Поэтому в состав действующего флота в первую очередь вводились суда, отличавшиеся удовлетворительным техническим состоянием. Таковыми оказались плавсредства, в предыдущее время попавшие в ведение различных гражданских организаций и гидрогра­ фических служб. Их возвращение в состав флотилии проводилось комиссия­ ми, включавшими представителей морского ведомства и временных владель- 681 цев судов. С началом подготовительных раоот по эвакуации союзников пе- ред руководством Северной области в числе важнейших встала проблема возвращения не только боевых кораблей, но и русских гражданских судов, 677 РГАВМФ, Ф. р-129, Оп. 2, Д. 10, Л. 3. 678РГАВМФ, Ф. р-129, Оп. 2. Д. 10, Л. 2. 679РГАВМФ, Ф. р-129, Оп. 2. Д. 10, Л. 4-об, 5. 680РГАВМФ, Ф. р-129, Оп. 2, Д. 10, Л. 1, 9. 681 РГАВМФ, Ф. р-129, Oil. 2, Д. 10, Л. 14. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz