Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

ными нарушителями. Не отличались примерным поведением и офицеры пол­ ка, назначавшиеся преимущественно из фронтовиков. Пьянки, заканчивав­ шиеся вмешательством милиции и комендантского управления, арестами офицеров с последующей высылкой на передовую, стали обычным явлением. В конце декабря за подобное поведение был отчислен от командования «Опытом» и 1-м батальоном полка старший лейтенант А.Гедронц. Вместо был назначен капитан по адмиралтейству К.Кирилов, до того долгое время командовавший Архангельским флотским полуэкипажем.6” 31 декабря были объявлены списки нижних чинов 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, пу­ леметной и нестроевой рот (всего 747 человек). 1-й (и единственный) баталь­ он Морского стрелкового полка стал считаться сформированным .6"6 В тече­ ние января 1920 г. почти все подразделения и службы полка (за исключением небольшого формирования для пополнения личного состава) вместе с коман­ дованием покинули Архангельск, но местом их дислокации стал относитель­ но далекий от линии фронта город Холмогоры .637 Морской стрелковый полк не принимал участия в боевых действиях, однако «отличился» в дни круше­ ния Северного фронта, арестовав 18 февраля не только своих офицеров, но и представителей местной власти. Самозваными главарями переворота были конфискованы полковые деньги, городская казна и личные сбережения аре­ стованных, при этом бесследно пропало около 60 ООО рублей. Характер пере­ ворота в Холмогорах раскрывается в протоколах Временного военного сове­ та полка, разбиравшего заявления жителей Холмогорского уезда о многочис­ ленных случаях грабежей, совершенных матросами уже после мятежа .638 В ходе Гражданской войны боевые действия велись в основном вдоль транспортных путей, что обусловило большое значение бронепоездов. Се­ верный фронт представлял собой ряд узких дефиле, одно из которых получи­ ло название «Железнодорожного фронта». Особую роль здесь сыграл мор­ 655 РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1. Д. 271, Л. 35-36. 6;6 РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1, Д. 271, Л. 41-об.-47-об. « I РГАВМФ>ф -Р-129, On. 1, Д. 271, Л. 58, бЗ-об. - 65-об., 71-об. - РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1, Д. 277, Л. 255, 260. 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz