Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

время занятое союзниками). Возглавить управление предполагалось пору­ чить командующему ФСЛО. Новая структура должна была объединить Ди­ рекцию маяков и лоции со службой оповещения, гидрографические экспеди­ ции Белого моря и Западно-Сибирского района Северного Ледовитого океа­ на, объединенный Гидрометцентр, Военно-морской отдел с Водной охраной, Инспекцией взрывчатых веществ и Речной флотилией, Техническую часть Архангельского военного порта (доки, мастерские), Отдельную мобилизаци­ онную и Строительную части, Хозяйственную часть порта (склады и струк­ туру снабжения), Санитарную инспекцию .544 Контр-адмирал Викорст испра­ шивал принципиального одобрения ВПСО, но оно откладывалось, а вскоре изменившаяся обстановка потребовала принятия иных решений. На формирование структуры ФСЛО в период Гражданской войны ока­ зывала влияние разобщенность фронтов антибольшевистских сил. В этих ус­ ловиях решающую роль играли местные условия: географические (наличие и характеристики водных ТВД), исторические (наличие и уровень развитости ВМС, системы базирования, в том числе - наличие и влияние сил иностран­ ных флотов) и экономические (существующие материальные и людские ре­ сурсы, развитость промышленной базы для ремонта и переоборудования су­ дов). Но даже в решении насущных задач, проявлялись нерешительность, попытки перекладывания ответственности на третью сторону, сначала - на союзное командование, затем - Всероссийское правительство адмирала А.В. Колчака. В этом проявлялся общий для всего белого движения принцип не- предрешенчества - стремления придать решению принципиальных вопросов максимальную законность - либо откладывая их до восстановления всерос­ сийских органов власти (например, до созыва Учредительного собрания), ли­ бо делегируя часть полномочий временному органу управления. В данном случае им стало Морское министерство в Омске, располагавшее возможно­ стью давать общие директивы от имени Верховного Правителя и по мере сил 145 544РГАВМФ, Ф. р-129, On. 1, Д. 1, Л.291-291-об.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz