Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

дарм, откуда английская эскадра двинулась на Архангельск. Не столь одно­ значен вопрос о переходе кораблей флотилии под союзные флаги, обычно трактуемом как их захват. Здесь проявились различные факторы - отсутствие базы для содержания крупных боевых кораблей на Русском Севере, нехватка судоремонтных мощностей в Англии (поставленной в критическое положе­ ние неограниченной подводной войной), и, наконец, массовой демобилиза­ цией и ликвидацией значительной части флота во исполнение декрета совет­ ского правительства. Главной причиной оставалась неспособность русского командования обеспечить содержание крупного флотского объединения на Северном морском театре. Значительное число различных плавсредств было передано в распоряжение союзников на протяжении всей Мировой войны. Но до Октября 1917 г. в это число не входили боевые суда, недостаток кото­ рых был особенно ощутим на Северном ТВД. Проданные советским прави­ тельством Великобритании миноносцы «Властный» и «Грозовой» уже в ав­ густе пришли в Архангельск с английскими командами ."4 7 После объявления перемирия между Россией и Германией в иностранных портах были задер- 518 жаны купленные для ФСЛО посыльные суда. Но известны и случаи прямо­ го захвата кораблей флотилии. 8 декабря 1917 г. был поднят английский во­ енно-морской флаг на крейсере «Варяг», стоящем в ожидании ремонта в Биркинхеде .519 Разоружение крейсера «Аскольд» на мурманском рейде было сопряжено с варварским разграблением английскими военнослужащими не только казенного, но и личного имущества. Это придало полицейской акции криминальный характер. Впрочем, подобные действия представителей «на­ ции просвещенных мореплавателей» были обычным явлением .320 Но ситуа­ 134 г’17Афонин Н.Н., Балакин С.А. «Внимательный» и другие (порт-артурские миноносцы за­ рубежной постройки). - С. 32. :' 18Военные моряки в борьбе за власть Советов на Севере (1917-1920 гг.). - С. 351. 519Мельников P.M. Крейсер «Варяг». - Л.. 1983. - С. 258. 520 Случаи разграбления имущества русских кораблей, попавших под союзные флаги про­ исходили в Севастополе, куда весной 1919 г. вошли войска Антанты, после оставления города германскими частями (в данном случае реквизиция имела формальное основание - русский черьоморский флот до этого момента являлся частью Севастопольской базы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz