Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
дарм, откуда английская эскадра двинулась на Архангельск. Не столь одно значен вопрос о переходе кораблей флотилии под союзные флаги, обычно трактуемом как их захват. Здесь проявились различные факторы - отсутствие базы для содержания крупных боевых кораблей на Русском Севере, нехватка судоремонтных мощностей в Англии (поставленной в критическое положе ние неограниченной подводной войной), и, наконец, массовой демобилиза цией и ликвидацией значительной части флота во исполнение декрета совет ского правительства. Главной причиной оставалась неспособность русского командования обеспечить содержание крупного флотского объединения на Северном морском театре. Значительное число различных плавсредств было передано в распоряжение союзников на протяжении всей Мировой войны. Но до Октября 1917 г. в это число не входили боевые суда, недостаток кото рых был особенно ощутим на Северном ТВД. Проданные советским прави тельством Великобритании миноносцы «Властный» и «Грозовой» уже в ав густе пришли в Архангельск с английскими командами ."4 7 После объявления перемирия между Россией и Германией в иностранных портах были задер- 518 жаны купленные для ФСЛО посыльные суда. Но известны и случаи прямо го захвата кораблей флотилии. 8 декабря 1917 г. был поднят английский во енно-морской флаг на крейсере «Варяг», стоящем в ожидании ремонта в Биркинхеде .519 Разоружение крейсера «Аскольд» на мурманском рейде было сопряжено с варварским разграблением английскими военнослужащими не только казенного, но и личного имущества. Это придало полицейской акции криминальный характер. Впрочем, подобные действия представителей «на ции просвещенных мореплавателей» были обычным явлением .320 Но ситуа 134 г’17Афонин Н.Н., Балакин С.А. «Внимательный» и другие (порт-артурские миноносцы за рубежной постройки). - С. 32. :' 18Военные моряки в борьбе за власть Советов на Севере (1917-1920 гг.). - С. 351. 519Мельников P.M. Крейсер «Варяг». - Л.. 1983. - С. 258. 520 Случаи разграбления имущества русских кораблей, попавших под союзные флаги про исходили в Севастополе, куда весной 1919 г. вошли войска Антанты, после оставления города германскими частями (в данном случае реквизиция имела формальное основание - русский черьоморский флот до этого момента являлся частью Севастопольской базы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz