Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

дучи признанным Архангельским Советом, в свою очередь, запретил волост­ ным, уездным и городским Совдепам участвовать в работе губернского съез­ да .424 В ряду факторов, способствовавших «борьбе суверенитетов», стоял и практический интерес. Огромный объем грузов, скапливавшийся в портах и на железнодорожных станциях, постоянно вызывал конфликты между вла­ стями различного уровня, что при отсутствии бесперебойного снабжения из и 425 центра нередко приводило к открытой конфронтации. В числе факторов, влиявших на процесс строительства ФСЛО, редко упоминается близость Олонецкой губернии. Между тем, относительно высо­ кие темпы развития этой области сдерживалось отрезанностью от внешних торговых путей - на Балтике Петербургским портом, а со стороны Северного Ледовитого океана —территорией Архангельской губернии. Интерес олонец­ ких промышленников, поддержанных руководством губернии в получении контроля над выходом к морю усилился в годы войны в связи с ростом меж­ дународных перевозок через Белое море и строительством Мурманской же­ лезной дороги, эксплуатация которой в значительной степени зависела от ра­ боты Петрозаводской железнодорожной станции .426 Эта тенденция сохрани­ лась и в деятельности органов советской власти. Так, в октябре 1917 г. в со­ став Совещания при главном начальнике Мурманского укрепрайона вошли представители Петрозаводского Совета. А в марте 1918 г. Олонецкий губис- полком, осудив соглашение Мурманского Совета с союзниками, пытался ус­ тановить свой полный контроль над Мурманской железной дорогой .427 По­ добные ситуации часто приводили к конфронтации не только между руково­ дством регионов, но и отдельными организациями, создавая почву для пере­ 424 Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане. - С. 141. 42? Сам вопрос об отделении Мурманского края от Архангельской губернии впервые был поставлен на 1-м делегатском съезде Мурманской флотилии (4-6 декабря 1917 г.) в свя­ зи с организацией продовольственного комитета (съезд создал рабочую группу по вы­ работке «Наказа об отделении Мурманского района в продовольственном отношении от Архангельска») РГАВМФ, Ф. р-130, On. 1, Д. 4. JI. 2-3 об. 4‘6 Исаков И.С. Беломорско-Балтийская водная магистраль. // Морской сборник - 1932 - №11.-С . 147. 427Борьба за установление и упрочение Советской власти на Мурмане. - С. 68, 151-154. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz