Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.

Одним из факторов, снижавших боеспособность флотилии являлась быстрая смена личного состава. С весны 1917 г. начались массовые увольне­ ния нижних чинов, имевших длительный срок службы на Севере. Увольня­ лись все защитники Порт-Артура399 и воинские чины старше 40-летнего воз­ раста.400 Сохранялось право 3-х месячного отпуска для нижних чинов, про­ бывших на Мурмане больше 18 месяцев401 и всех матросов Кольской роты, прибывших на Север из Сербии (с дальнейшей явкой в Николаевский флот­ ский полуэкипаж).402Постепенно круг увольняемых все более расширялся. С этого времени к деятельности командования флотилии добавились проблемы расчета и отправки увольняемых. Нередко демобилизованные применяли насилие к капитанам и обслуживающему персоналу пароходов Архангельско-Мурманского срочного пароходства, требуя выдачу кормовых денег и прямого следования из Мурманска в Архангельск.403 Часто нижние чины воспринимали распространение на них права проезда в вагонах повы­ шенного класса, как отмену платы за проезд.404 Падение боеспособности и дисциплины подразделений ФСЛО на протяжении всего периода революци­ онного реформирования вооруженных сил отмечалось мемуаристами раз­ личных политических убеждений. Однако впоследствии многие историки были склонны считать подобные тенденции проявлением так называемой «революционности». По этой причине вопросы, связанные с поддержанием правопорядка и статистика воинских преступлений этого периода, до сих пор относятся к числу малоисследованных. Особые условия службы на Севере ограничивали возможность приме­ нения исключительных мер поддержания дисциплины, введённых с 12 июля. 103 красной Северо-Двинской флотилии (ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, JI. 188-об). 399ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 121. 400ГАМО, Ф. 134-и. On. 1, Д. 23, Л. 45. 401 ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 182. 402ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 122-об. 403 Пароходы «Николай» и «Ломоносов» обслуживали главным образом промышленни­ ков, заходя во все становища Мурмана для-снабжения и вывоза продуктов промысла. 404ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 189.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz