Жалнин, Д. Е.История строительства и боевой деятельности флотилии Северного Ледовитого океана (1914-1920 гг.) : дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук : 07.00.02 - Отечеств. история / Жалнин Дмитрий Евгеньевич ; науч. рук. Л. М. Дулич ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 221 с. - На правах рукоп.
Одним из факторов, снижавших боеспособность флотилии являлась быстрая смена личного состава. С весны 1917 г. начались массовые увольне ния нижних чинов, имевших длительный срок службы на Севере. Увольня лись все защитники Порт-Артура399 и воинские чины старше 40-летнего воз раста.400 Сохранялось право 3-х месячного отпуска для нижних чинов, про бывших на Мурмане больше 18 месяцев401 и всех матросов Кольской роты, прибывших на Север из Сербии (с дальнейшей явкой в Николаевский флот ский полуэкипаж).402Постепенно круг увольняемых все более расширялся. С этого времени к деятельности командования флотилии добавились проблемы расчета и отправки увольняемых. Нередко демобилизованные применяли насилие к капитанам и обслуживающему персоналу пароходов Архангельско-Мурманского срочного пароходства, требуя выдачу кормовых денег и прямого следования из Мурманска в Архангельск.403 Часто нижние чины воспринимали распространение на них права проезда в вагонах повы шенного класса, как отмену платы за проезд.404 Падение боеспособности и дисциплины подразделений ФСЛО на протяжении всего периода революци онного реформирования вооруженных сил отмечалось мемуаристами раз личных политических убеждений. Однако впоследствии многие историки были склонны считать подобные тенденции проявлением так называемой «революционности». По этой причине вопросы, связанные с поддержанием правопорядка и статистика воинских преступлений этого периода, до сих пор относятся к числу малоисследованных. Особые условия службы на Севере ограничивали возможность приме нения исключительных мер поддержания дисциплины, введённых с 12 июля. 103 красной Северо-Двинской флотилии (ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, JI. 188-об). 399ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 121. 400ГАМО, Ф. 134-и. On. 1, Д. 23, Л. 45. 401 ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 182. 402ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 122-об. 403 Пароходы «Николай» и «Ломоносов» обслуживали главным образом промышленни ков, заходя во все становища Мурмана для-снабжения и вывоза продуктов промысла. 404ГАМО, Ф. 134-и, On. 1, Д. 24, Л. 189.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz